Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам
от 6 июля 2015 г. N 3.5-04/1359
по проекту федерального закона N 811757-6 "О свободном порте Владивосток"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О свободном порте Владивосток" (далее - Закон), принятый Государственной Думой 3 июля 2015 года, Комитет по вопросам своего ведения отмечает следующее.
Проект Закона внесен Правительством Российской Федерации.
Закон предусматривает создание особого правового режима на части территории Приморского края в целях создания более благоприятных, чем общеустановленные на территории Российской Федерации, условий для осуществления отдельных видов предпринимательской и иной деятельности, ускоренного социально-экономического развития региона, дополнительных инструментов стимулирования его развития, привлечения инвестиций.
Законом предусмотрены условия создания и сроки существования, а также условия прекращения существования свободного порта Владивосток. В соответствии с Законом свободный порт Владивосток создается на семьдесят лет и срок его существования может быть продлен федеральным законом.
Согласно статье 5 Закона финансовое обеспечение строительства (модернизации) объектов инфраструктуры на территории свободного порта Владивосток осуществляется в основном за счет средств внебюджетных источников на условиях государственно-частного партнерства. Вместе с тем, Закон предусматривает возможность бюджетного финансирования в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации.
В целях координации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам развития и функционирования свободного порта Владивосток, регулирования экономических процессов, направленных на развитие Приморского края, а также других функций и полномочий, связанных с реализацией Закона, создается высший коллегиальный орган управления - наблюдательный совет, состав и функции которого определены Законом.
Особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности на территории свободного порта Владивосток включает в себя, в том числе, применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны (далее - СТЗ). Законом устанавливается норма, приравнивающая территорию свободного порта Владивосток к особой экономической зоне и предусматривается применение процедуры СТЗ в соответствии с Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года (далее - Соглашение).
В соответствии с Законом на территории свободного порта Владивосток могут создаваться свободные экономические зоны нескольких типов: особая экономическая зона, портовая особая экономическая зона и логистическая особая экономическая зона. Это связано с особенностями совершения таможенных операций на территории свободной экономической зоны (применения таможенного декларирования при помещении товаров под таможенную процедуру СТЗ, завершением действия таможенной процедуры СТЗ и др.). Законом детально регламентировано применение таможенной процедуры СТЗ на территории свободного порта Владивосток.
Также Законом предусмотрено, что к свободному порту Владивосток не могут относиться территории, на которых уже созданы особая экономическая зона, зона территориального развития или территории опережающего социально-экономического развития.
В пунктах пропуска свободного порта Владивосток при осуществлении пограничного, таможенного и иных видов контроля реализуется механизм "единого окна", а функции осуществления санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля (надзора) товаров и транспортных средств в пунктах пропуска возложены на таможенные органы.
Особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в отношении резидентов свободного порта Владивосток включает в себя предоставление льгот по уплате федеральных налогов, которые регулируются законодательством о налогах и сборах, а также использование понижающих тарифов страховых взносов для плательщиков страховых взносов в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к проекту Закона годовой прирост ВРП Приморского края к 2030 году может составить 13 млрд. долл. США. Вместе с тем, Комитет отмечает, что указанные показатели могут быть некорректными, так как они рассчитаны в 2013 году по курсу 31,1 руб. за долл. США, и не учитывают резкого изменения курса валют в 2014 году и введенных в отношении Российской Федерации санкций.
Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, связанные с реализацией Закона, не предполагаются, так как финансовое обеспечение объектов инфраструктуры территории свободного порта Владивосток планируется осуществлять за счет средств резидентов свободного порта Владивосток.
Действие Закона не приведет к снижению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, так как нормы Закона будут действовать в отношении юридических и физических лиц, вновь зарегистрированных в качестве резидентов свободного порта Владивосток.
Вместе с тем реализация рассматриваемого Закона, связанная с созданием новых рабочих мест, прогнозируемым ростом грузооборота портов, входящих в территорию свободного порта Владивосток, увеличением производств с высокой степенью добавленной стоимости, привлечением инвестиций и дальнейшей интеграцией экономики Российской Федерации в систему международных экономических отношений стран Азиатско-Тихоокеанского региона, должна способствовать ускорению социально-экономического развития Приморского края и дать высокий мультипликативный эффект.
Закон вступает в силу с 1 января 2016 года. Положения Закона в части осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в пунктах пропуска свободного порта Владивосток вступают в силу с 1 октября 2016 года в связи с необходимостью подготовки технического оснащения указанных пунктов пропуска.
Учитывая изложенное, Комитет считает целесообразным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О свободном порте Владивосток".
Председатель комитета |
С.Н. Рябухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.