Досье на проект федерального закона
Значительное место в сфере жилищных отношений занимает договор социального найма жилого помещения. Субъектами жилищного правоотношения, возникающего на основании данного договора, являются наймодатель и наниматель.
Права и обязанности нанимателя, членов его семьи, иных граждан, обладающих правом пользования жилым помещением, указаны в главе 8 ЖК РФ.
Согласно п. 4 ст. 69 ЖК РФ, если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма.
Если в квартире проживают граждане, пользующиеся в ней жилыми помещениями на основании отдельных договоров социального найма и объединившиеся в одну семью, то законодатель разрешает в этом случае заключить с кем-либо из них один договор социального найма всех занимаемых ими жилых помещений (п. 1 ст. 82 ЖК РФ). В то же время законодатель не предусмотрел возможности разделения договора социального найма на самостоятельные независимые договоры при распаде семьи. Таким образом, законодатель не предоставил права бывшему члену семьи нанимателя заключить отдельный договор социального найма, а также не предусмотрел нормы, устанавливающей порядок оплаты жилого помещения, коммунальных и иных платежей в такой ситуации.
Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что бывший член семьи вправе потребовать от наймодателя и нанимателя заключения с ним отдельного соглашения, определяющего порядок и размер его участия в расходах по внесению платы за наем жилого помещения и коммунальные услуги, ремонт и содержание жилого помещения. Предложение о заключении такого соглашения может также исходить и от нанимателя.
Однако судебная практика показывает, что имеется значительное количество споров, возникающих в связи с отказом наймодателя и (или) нанимателя, бывшего члена семьи нанимателя заключить такое соглашение или в связи с недостижением соглашения между сторонами по его содержанию (Апелляционные определения Московского городского суда от 16 января 2013 г. по делу N 11-645; от 24 декабря 2012 г. по делу N 11-30425; от 10 декабря 2012 г. по делу N 11-27357/2012; от 4 октября 2012 г. по делу N 33-19448/2012; от 10 августа 2012 г. по делу N 11-13505; от 6 августа 2012 г. по делу N 11-16358; от 28 июля 2012 г. по делу N 11-12117; от 26 марта 2012 г. по делу N 33-8513; от 22 февраля 2012 г. по делу N 33-5630; от 30 января 2012 г. по делу N 33-2544).
В России не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ст. 55 Конституции РФ), однако жилищное законодательство имеет примеры отмены или умаления жилищных прав, принадлежащих прежде гражданам.
В соответствии со ст. 86 Жилищного кодекса РСФСР 1983 года (далее - ЖК РСФСР), действовавшей до вступления в силу ЖК РФ, совершеннолетний член семьи нанимателя был вправе требовать заключения с ним отдельного договора найма, если с согласия остальных проживающих с ним совершеннолетних членов семьи и в соответствии с приходящейся на его долю жилой площадью либо с учетом состоявшегося соглашения о порядке пользования жилым помещением ему могло быть выделено изолированное жилое помещение. На практике такие действия назывались "раздел жилого помещения".
В ЖК РФ нет нормы, аналогичной по содержанию ст. 86 ЖК РСФСР. В этой связи Пленум Верховного Суда РФ в п. 31 Постановления от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что требование члена семьи нанимателя о заключении с ним отдельного договора социального найма жилого помещения удовлетворению не подлежит, поскольку ЖК РФ не содержит норм о праве члена семьи нанимателя жилого помещения требовать от наймодателя изменения договора социального найма путем заключения с ним отдельного договора социального найма. Следовательно, право граждан на раздел жилого помещения было утрачено.
Однако в прошлом граждане довольно часто решали свои жилищные и семейные конфликты посредством раздела жилого помещения. Отсутствие соответствующей нормы в ЖК РФ лишило их такой возможности.
Такой результат нормотворчества ухудшил положение многих граждан. Отсутствие в новом Жилищном кодексе правовых норм, предусматривающих возможность решения жилищных проблем граждан путем раздела жилого помещения, по существу, загнало их в тупик.
Очевидно, что после прекращения семейных отношений лица, проживающие или зарегистрированные в жилом помещении, являются разными семьями. Планировка спорного жилого помещения часто позволяет заключить отдельный договор социального найма с каждой семьей. Эта возможность следует также из судебной практики.
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 2005 г., утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 1 марта 2006 г., указано, что "прекращение семейных отношений при совместном проживании граждан предполагает раздельное ведение хозяйства, изменение порядка пользования жилым помещением и порядка несения бремени расходов по уплате за жилое помещение и коммунальные услуги, а также за содержание и ремонт жилого помещения. Следовательно, такие граждане фактически становятся по отношению друг к другу соседями".
Логично, что между лицами, являющимися соседями, каковыми стали бывшие члены семьи, не может существовать и быть заключен один (единый) договор социального найма: в данном случае требуется наличие и существование отдельных договоров с каждым из них.
В связи с отсутствием в новом ЖК РФ нормы, прямо предусматривающей возможность заключения отдельного договора социального найма жилого помещения, проблема приобрела особую остроту.
Учитывая изложенное, предлагается законодательно предусмотреть право дееспособного члена семьи нанимателя с согласия членов своей семьи и наймодателя требовать заключения с ним отдельного договора социального найма при наличии возможности выделения ему изолированного помещения, а также право бывшего члена семьи нанимателя требовать заключения с ним отдельного договора социального найма при наличии возможности выделения ему изолированного помещения. Также законопроектом предусматривается, что споры, возникающие в связи с заключением отдельного договора социального найма жилого помещения, должны разрешаться в судебном порядке.
Принятие законопроекта обеспечит соблюдение нормы ст. 2 Конституции РФ, в соответствии с которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, и, кроме того, позволит соблюсти положение ст. 18 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Финансово-экономическое обоснование к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 82 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Реализация положений федерального закона "О внесении изменений в статью 82 Жилищного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 82 Жилищного кодекса Российской Федерации"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 82 Жилищного кодекса Российской Федерации" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.