Досье на проект федерального закона
Часть третья статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) предусматривает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно части первой статьи 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В то же время оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 315, 316 и 317 ТК РФ) и направлена на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Разночтения и неоднозначное толкование ряда статей ТК РФ в части состава заработной платы, а именно включения или не включения в состав минимальной заработной платы компенсационных и стимулирующих выплат, и в первую очередь выплат в виде районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, используется некоторыми работодателями в ущерб интересам работников. При установлении минимальной заработной платы, работодатели рассматривают ТК РФ только лишь в контексте статей 129 и 133, без учета других норм трудового права, что позволяет им включать в минимальный размер оплаты труда все виды компенсационных выплат, в том числе районные коэффициенты и процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Учитывая вышеизложенное, в представленном проекте федерального закона предлагается установить, что месячная заработная плата (без учета выплат компенсаций, установленных в соответствии со статьями 315, 316, 317 настоящего Кодекса), работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 133 Трудового кодекса Российской Федерации"
Реализация законопроекта предположительно потребует дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, но произвести расчеты в целом по Российской Федерации не представляется возможным.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 133 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 133 Трудового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других федеральных законодательных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.