Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации" раздел VIII.1 "Специальные налоговые режимы части второй Налогового кодекса Российской Федерации" дополняется главой 26.6 "Система налогообложения в виде налога на прибыль от реализации добытой нефти".
Основной целью введения главы 26.6 Налогового кодекса Российской Федерации является дальнейшее совершенствование действующей системы налогообложения при добыче нефти на месторождениях, расположенных на территории Российской Федерации, за исключением месторождений, расположенных в границах внутренних морских вод и (или) территориального моря Российской Федерации и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря.
Действующая система налогообложения деятельности по добыче нефти сформирована в 2002 году и состоит из налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и вывозной таможенной пошлины при экспорте нефти.
Действующая система налогообложения деятельности по добыче нефти ориентирована на изъятие выручки, а не на обложение налогом конечного финансового результата, а также до недавнего времени характеризовалась чрезвычайной простотой администрирования. Система не имеет аналогов в мире и была введена как временная мера до перехода к налогообложению деятельности по добыче нефти с помощью налогообложения на основе финансового результата и адвалорного роялти в условиях отсутствия действенных на момент ее введения механизмов администрирования доходов и расходов налогоплательщиков.
Однако по мере истощения действующих месторождений, ухудшения структуры их запасов и увеличения затрат на добычу нефти действующая система налогообложения перестала обеспечивать необходимую рентабельность разработки действующих месторождений. Это приведет к тому, что около 30-40 процентов поставленных на государственный баланс извлекаемых запасов нефти, то есть запасов, которые технологически можно извлечь, не будут вовлечены в разработку по причине полной убыточности их разработки.
В связи с тем, что в действующей системе налогообложения деятельности по добыче нефти учитывается некий среднеотраслевой уровень затрат, высокорентабельные запасы нефти имеют относительно низкую налоговую нагрузку и государство изымает ренту с таких активов не в полной мере.
Подтверждением вышеизложенного является практика ежегодного введения или пересмотра точечных налоговых льгот в отношении налогообложения деятельности по добыче нефти. В настоящее время введены льготный режим налогообложения для шельфовых месторождений, две льготы по вывозной таможенной пошлине, одиннадцать региональных налоговых льгот, девять льгот по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для определенных типов коллекторов и качества нефти. Однако для применения и администрирования указанных льгот требуются профессиональные знания геологии и технологии разработки месторождений.
Кроме того, действующая система является крайне негибкой к изменениям цены на нефть на мировом рынке и курсу рубля по отношению к мировым валютам, в результате чего происходят существенные изменения налогового режима (например, "налоговый маневр").
Таким образом, очевидно, что действующая система налогообложения деятельности по добыче нефти некорректна к текущим экономическим условиям разработки месторождений нефти, поэтому требуется ее замена - переход к системе налогообложения на основе финансового результата, который позволит:
дополнительно изымать в доход государства сверхприбыль от разработки высокорентабельных запасов нефти;
обеспечивать рентабельность добычи на месторождениях, находящихся на поздних стадиях разработки, а также добычи трудноизвлекаемых запасов и запасов на месторождениях, не обеспеченных объектами инфраструктуры (транспортная система, линии электропередачи, объекты хранения и иные объекты);
учитывать изменения цены на нефть на мировом рынке, а также иные макроэкономические показатели.
По данным Генеральной схемы развития нефтяной отрасли до 2020 года, общий объем запасов нефти, поставленных на государственный баланс в Российской Федерации, составляет 22 млрд тонн, при этом в действующей системе налогообложения экономически извлекаемыми являются около 11,3 млрд тонн. При переходе на налогообложение на основе финансового результата с учетом текущих цен и уровня развития технологии может быть извлечено не менее 17 млрд тонн запасов нефти, то есть дополнительно около 6 млрд тонн (5 млрд тонн из общего объема запасов не будет добыто по технологическим причинам независимо от параметров налоговой системы).
Настоящим проектом федерального закона Налоговый кодекс Российской Федерации дополняется налогом на прибыль от реализации добытой нефти, в результате чего будет осуществлен переход к налогообложению на основе финансового результата.
С учетом большого бюджетообразующего значения нефтяной отрасли для Российской Федерации на первоначальном этапе планируется перевод на новый налог небольшого количества месторождений, так называемых пилотных проектов, на которых будет проведена проверка новой системы налогообложения.
Перечень пилотных проектов сформирован на основе добровольных заявок нефтяных компаний, поступивших в Министерство энергетики Российской Федерации. В указанный перечень включены участки недр, на которых расположены месторождения, находящиеся в разработке открытого акционерного общества "Газпром нефть", открытого акционерного общества "Лукойл", открытого акционерного общества "Сургутнефтегаз", совместного предприятия "Салым Петролеум Девелопмент Н.В." При этом для включения участков недр в перечень пилотных проектов запасы нефти на участке недр должны составлять не менее 70 процентов от общего объема запасов, поставленных на государственный баланс.
В отношении нефти, добытой на участках недр, включенных в перечень пилотных проектов, будет уплачиваться новый налог на прибыль от реализации добытой нефти и все иные налоги, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, включая налог на прибыль организаций, а также вывозная таможенная пошлина, исчисляемая в общеустановленном порядке. При этом налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) уплачиваться не будет.
Налогоплательщиками нового налога признаются организации, имеющие лицензии на разработку участков недр, включенных в перечень пилотных проектов.
Объектом налогообложения налогом от реализации добытой нефти является прибыль, полученная налогоплательщиками от реализации нефти, добытой на участках недр, включенных в перечень пилотных проектов. Под прибылью понимается разница между доходами от реализации добытой нефти и расходами на ее добычу и доведение до товарного состояния.
Таким образом, порядок исчисления налога на прибыль от реализации добытой нефти аналогичен порядку исчисления налога на прибыль организаций, установленному главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - глава 25 НК РФ).
В составе доходов учитываются все доходы от реализации нефти, добытой на участках недр, включенных в перечень пилотных проектов, а также доходы от реализации совместно с нефтью залегающих полезных ископаемых (газ горючий природный и попутный нефтяной газ), доходы при передаче продукции на переработку на давальческой основе и при безвозмездной передаче, признаваемые налогооблагаемыми для целей исчисления налога на прибыль организаций в соответствии с главой 25 НК РФ.
При этом размер доходов не должен быть меньше суммы доходов, определенной исходя из минимальной расчетной цены на нефть, которая рассчитывается как цена на нефть на мировых рынках, уменьшенная на величину вывозной таможенной пошлины на нефть и транспортных расходов на вывоз от месторождения до границ территорий государств - членов Таможенного союза и до центров мировой торговли нефтью. Подробный порядок расчета установлен в настоящем проекте федерального закона.
В составе расходов учитываются все расходы, относящиеся в соответствии с главой 25 НК РФ к расходам, связанным с деятельностью по добыче и реализации нефти и совместно с нефтью залегающих полезных ископаемых, добытых на участках недр, включенных в перечень пилотных проектов.
Дополнительно в состав расходов включается "аплифт", рассчитываемый как сумма в размере 10 процентов от стоимости основных средств, введенных в эксплуатацию в текущем календарном году. При этом начисление "аплифта" ограничено четырьмя годами, включая год введения основных средств в эксплуатацию.
В составе доходов не учитываются доходы, полученные от иных видов деятельности, внереализационные доходы, доходы от долговых обязательств, доходы в виде дивидендов и процентов, доходы, не учитываемые для целей налогообложения налогом на прибыль организаций.
В составе расходов не учитываются расходы, не связанные с деятельностью по добыче и реализации нефти и совместно с нефтью залегающих полезных ископаемых, внереализационные расходы, расходы, не учитываемые для целей налогообложения налогом на прибыль организаций, суммы процентов, а также расходы по оплате услуг кредитных организаций.
Настоящим проектом федерального закона для целей исчисления данного налога предусмотрена обязанность по раздельному учету нефти, добываемой на участках недр, включенных в перечень пилотных проектов, а также по раздельному учету доходов и расходов при добыче и реализации указанной нефти и совместно с нефтью залегающих полезных ископаемых.
Налоговым периодом признается календарный год, отчетным периодом - календарный месяц.
Налоговая ставка в отношении прибыли, полученной от реализации нефти и совместно с нефтью залегающих полезных ископаемых, добытых на участках недр, включенных в перечень пилотных проектов, устанавливается в размере 60 процентов. При этом налог на прибыль от реализации добытой нефти подлежит зачислению по ставке 48 процентов в доход федерального бюджета и по ставке 12 процентов в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, прибыль, полученная от реализации нефти, добытой на участках недр, включенных в перечень пилотных проектов, будет облагаться налогом на прибыль от реализации добытой нефти по ставке 60 процентов и налогом на прибыль организаций по ставке 20 процентов в соответствии с главой 25 НК РФ, то есть прибыль, полученная на участках недр, включенных в перечень пилотных проектов, будет облагаться налогом на прибыль по общей ставке 80 процентов.
Иные виды деятельности, осуществляемые налогоплательщиками налога на прибыль от реализации добытой нефти, отличные от деятельности по добыче нефти на участках недр, включенных в перечень пилотных проектов, и ее реализации, будут облагаться налогом на прибыль организаций в общем порядке, установленном главой 25 НК РФ.
Все сделки, формирующие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль от добычи нефти, включая сделки, совершенные в рамках консолидированной группы налогоплательщиков, подлежат контролю за трансфертным ценообразованием в общем порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
С учетом инновационного для российской налоговой системы характера нового налога предлагается специальный порядок применения мер налоговой ответственности, а именно: в 2016-2018 годах меры налоговой ответственности в виде штрафов применяться не будут, в 2019-2020 годах ставки налоговых штрафов будут уменьшены на 50 процентов, с 2021 года меры налоговой ответственности будут применяться в общем порядке, установленном соответствующими статьями Налогового кодекса Российской Федерации (по аналогии с порядком, применявшимся при введении норм Налогового кодекса Российской Федерации о контроле за трансфертным ценообразованием).
После апробации системы налогообложения в виде налога на прибыль от реализации нефти, добытой на участках недр, включенных в перечень пилотных проектов, планируется распространить указанный налог в целом на нефтедобывающую отрасль.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации"
В результате принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации" поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации доходов от организаций, перешедших на систему налогообложения в виде налога на прибыль от реализации добытой нефти, в течение пяти лет начиная с года перехода на систему налогообложения в виде налога на прибыль от реализации добытой нефти не изменятся.
Ожидаемые выпадающие доходы федерального бюджета Российской Федерации, вызванные освобождением организаций, перешедших на систему налогообложения в виде налога на прибыль от реализации добытой нефти, от обязанности по уплате налога на добычу полезных ископаемых в отношении добытого углеводородного сырья, компенсируются соответствующими поступлениями от уплаты указанными организациями налога на прибыль от реализации добытой нефти в доход федерального бюджета и доходы бюджетов субъектов Российской Федерации (48 процентов зачисляется в федеральный бюджет, 12 процентов зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации).
Переход организаций на систему налогообложения в виде налога на прибыль от реализации добытой нефти и освобождение от уплаты налога на добычу полезных ископаемых позволят стимулировать добычу углеводородного сырья на ранее не разрабатываемых залежах действующих месторождений, а также вовлечь в разработку новые месторождения, увеличив тем самым объемы добычи углеводородного сырья (ожидаемый прирост добычи нефти на типовом действующем месторождении составит около 600-900 тыс. тонн в год).
Ожидаемый прирост добычи углеводородного сырья организациями, перешедшими на систему налогообложения в виде налога на прибыль от реализации добытой нефти, позволит увеличить не только налоговую базу по налогу на прибыль организаций, но и базу для расчета вывозной таможенной пошлины на нефть в случаях реализации углеводородного сырья на экспорт.
Переход на систему налогообложения в виде налога на прибыль от реализации добытой нефти позволит достигнуть следующих результатов:
рост объемов добычи нефти за счет разработки более сложных месторождений или участков месторождений составит до 50 процентов;
темп падения добычи нефти в целом в связи с интенсификацией разработки месторождений уменьшится на 36 процентов;
рост налоговых доходов от поступлений налога составит до 45 процентов;
дополнительные инвестиции со стороны нефтяных компаний составят 40-100 процентов (в зависимости от условий разработки месторождений).
Исходя из проведенных предварительных расчетов можно сделать вывод о том, что применение ставки налога с финансового результата и понижение экспортной пошлины, а также возможность использования механизма ускоренного признания части первоначальной стоимости капитальных вложений будут способствовать росту добычи нефти.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации" потребует принятия постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающего порядок определения минимальной расчетной цены на нефть и газовый конденсат, приказа Федеральной налоговой службы Российской Федерации по установлению порядка согласования налогоплательщиком порядка распределения доходов и расходов для целей налогообложения налогом на прибыль от реализации добытой нефти и формы заявления, а также приказа Федерального агентства по недропользованию по установлению перечня участков недр, включенных в перечень пилотных проектов.
Кроме того, потребуется внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2014 года N 451 "Об утверждении Правил учета нефти" в части установления особенностей по ведению раздельного учета нефти, добытой на участках недр, включенных в перечень пилотных проектов, и на иных участках недр, налогообложение по которым производится в общеустановленном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.