Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 865580-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Следственном комитете Российской Федерации" (в части установления порядка исчисления выслуги лет сотрудников Следственного комитета Российской Федерации)"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Следственном комитете Российской Федерации" (в части установления порядка исчисления выслуги лет сотрудников Следственного комитета Российской Федерации)" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2014 г. N СП-П4-8718 в целях урегулирования вопросов исчисления выслуги лет сотрудников Следственного комитета Российской Федерации в установленных законодательством Российской Федерации случаях.
Действующее законодательство Российской Федерации, регулирующее вопросы прохождения службы в следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации (далее - Следственный комитет), не обеспечивает должного уровня социальной защищенности сотрудников Следственного комитета в части исчисления стажа службы (выслуги лет) для определения установленных законодательством гарантий, ставя указанных сотрудников в неравное положение по сравнению с сотрудниками иных федеральных государственных органов, осуществляющих функции в области правоохранительной деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" к числу основополагающих принципов построения и функционирования системы государственной службы относится принцип единства правовых и организационных основ государственной службы, предполагающий законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы.
До принятия Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 403-ФЗ) Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации являлся органом прокуратуры Российской Федерации, обеспечивающим в пределах установленных полномочий исполнение законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.
Вступление в действие Федерального закона N 403-ФЗ позволило обеспечить организацию и функционирование Следственного комитета вне системы прокуратуры Российской Федерации (далее - Прокуратура).
При этом сравнительный анализ положений Федерального закона N 403-ФЗ и Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" свидетельствует о единых принципах нормативного регулирования вопросов, связанных с правовым положением сотрудников Следственного комитета и Прокуратуры, в том числе уровнем их материального и социального обеспечения.
Учитывая изложенное, при решении вопросов, связанных с исчислением стажа службы (выслуги лет) сотрудникам Следственного комитета в установленных законодательством Российской Федерации случаях, представляется обоснованным и целесообразным основываться на подходах, используемых при нормативном правовом регулировании аналогичных вопросов в отношении сотрудников Прокуратуры.
В этой связи законопроектом вносятся соответствующие изменения в статьи 25 и 35 Федерального закона N 403-ФЗ, направленные на уточнение перечня периодов, включаемых в выслугу лет для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, установления доплаты за выслугу лет и выплаты выходного пособия при увольнении.
Одновременно законопроектом вносятся изменения в статью 13 Федерального закона N 403-ФЗ в целях уточнения полномочий Председателя Следственного комитета по утверждению локальных актов, регулирующих отдельные вопросы реализации мер материального и социального обеспечения сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников Следственного комитета.
Предлагаемые законопроектом изменения позволят обеспечить единство подходов к исчислению выслуги лет в установленных законодательством Российской Федерации случаях и устранить дифференциацию в уровнях социальной защищенности сотрудников Следственного комитета и Прокуратуры.
Предлагаемые законопроектом изменения будут реализованы за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Следственному комитету в федеральном бюджете.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Следственном комитете Российской Федерации" (в части установления порядка исчисления выслуги лет сотрудников Следственного комитета Российской Федерации)"
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Следственном комитете Российской Федерации" (в части установления порядка исчисления выслуги лет сотрудников Следственного комитета Российской Федерации)" предусматривается уточнение порядка исчисления выслуги лет сотрудников Следственного комитета Российской Федерации (далее - Следственный комитет) в случаях, установленных Федеральным законом от 28 октября 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации".
Так, при исчислении доплаты за выслугу лет к денежному содержанию сотрудников, исчислении размера выходного пособия при их увольнении и при определении продолжительности дополнительного отпуска сотрудников будут учитываться периоды службы сотрудников до их поступления на службу в Следственный комитет в Минюсте России, его территориальных органах и подведомственных федеральных органах исполнительной власти, МЧС России, бывших органах налоговой полиции, а также периоды обучения до поступления на службу.
Большинству сотрудников Следственного комитета указанные периоды были зачтены в Генеральной прокуратуре Российской Федерации и Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации. В соответствии с переходными положениями, установленными статьей 45 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", учтенная выслуга лет сохранена при переходе сотрудников на службу в Следственный комитет.
Ежегодно у всех сотрудников Следственного комитета выслуга, дающая право на доплату за выслугу лет, увеличивается на один год, дополнительные бюджетные средства, связанные с необходимостью перерасчета указанной доплаты в соответствии с частью 5 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ, запланированы и предусмотрены Следственному комитету Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
Количество лиц, поступивших на службу после 15 января 2011 г. и имеющих вновь включаемые периоды службы в Минюсте России, его территориальных органах и подведомственных федеральных органах исполнительной власти, МЧС России, бывших органах налоговой полиции, а также периоды обучения, не превышает запланированного количества сотрудников, у которых в 2015 году (и в последующие годы) произойдет увеличение выслуги лет.
Сведения об объемах бюджетных ассигнований, предусмотренных Следственному комитету Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ для выплаты доплаты за выслугу лет:
(тыс. рублей) | ||
Наименование и номер ОБАСа |
Код бюджетной классификации |
Сумма |
01-232 Уровень субъектов (5.4.2) |
889 597 107,0 |
|
01-232 Уровень районов (5.4.2) |
1 165 815 066,0 |
|
01-231 Центральный аппарат (6.4.2) |
272 158 142,0 |
|
01-130 Кадетский корпус (3.4.2) |
1 524 341,0 |
|
01-130 Академия (3.4.2) |
26 431 595,0 |
|
Итого: |
|
2 352 526 251,0 |
Районное регулирование и другие повышающие коэффициенты |
|
588 131 562,8 |
Начисления на выплаты по оплате труда (8,2%) |
|
241 133 940,7 |
Всего: |
|
3 181 791 754,5 |
В составе указанных объемов предусмотрено для перерасчета доплаты за выслугу лет сотрудникам Следственного комитета:
(тыс. рублей) | ||||
Периоды выслуги и размеры доплаты % |
Кол-во сотрудников, на которых запланированы бюджетные средства в связи с увеличением выслуги (чел.) |
Объем бюджетных средств, предусмотренных Следственному комитету для перерасчета доплаты за выслугу лет (по Федеральному закону от 01.12.2014 N 384-ФЗ |
Из них, кол-во сотрудников, попадающих под действие законопроекта (чел.) |
Количество сотрудников, попадающих под действие законопроекта (в процентах) гр. 4/гр. 2 |
от 0 до 20 |
1022 |
163 867 726,9 |
800 |
78,3 |
от 20 до 35 |
4448 |
713 193 394,7 |
2500 |
56,2 |
Периоды выслуги и размеры доплаты % |
Кол-во сотрудников, на которых запланированы бюджетные средства в связи с увеличением выслуги (чел.) |
Объем бюджетных средств, предусмотренных Следственному комитету для перерасчета доплаты за выслугу лет (по Федеральному закону от 01.12.2014 N 384-ФЗ |
Из них, кол-во сотрудников, попадающих под действие законопроекта (чел.) |
Количество сотрудников, попадающих под действие законопроекта (в процентах) гр. 4/гр. 2 |
от 35 до 45 |
6043 |
968 936 080,0 |
1900 |
31,4 |
от 45 до 55 |
7516 |
1 205 117 256,0 |
500 |
6,7 |
от 55 до 70 |
815 |
130 677 296,9 |
250 |
30,7 |
Итого: |
19844 |
3 181 791 754,5 |
5950 |
|
Периоды выслуги и размеры доплаты % |
Кол-во сотрудников, на которых запланированы бюджетные средства в связи с увеличением выслуги (чел.) |
Объем лимитов бюджетных обязательств, доведенных Следственному комитету на 2015 год (90%) |
Из них, кол-во сотрудников, попадающих под действие законопроекта (чел.) |
Количество сотрудников, попадающих под действие законопроекта (в процентах) гр. 4/гр. 2 |
от 0 до 20 |
1022 |
147 480 954,2 |
800 |
78,3 |
от 20 до 35 |
4448 |
641 874 055,2 |
2500 |
56,2 |
от 35 до 45 |
6043 |
872042 472,0 |
1900 |
31,4 |
от 45 до 55 |
7516 |
1 084 605 530,4 |
500 |
6,7 |
от 55 до 70 |
815 |
117 609 567,2 |
250 |
30,7 |
Итого: |
19844 |
2 863 612 579,1 |
5950 |
|
Лимиты бюджетных обязательств на 2015 год доведены Следственному комитету в объеме 90% от бюджетных ассигнований, утвержденных Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов". Соответственно, объем доведенных бюджетных средств достаточен для 90% сотрудников, для которых запланирован пересчет доплаты за выслугу лет (независимо от факта принятия законопроекта) и для которых будет достаточно лимитов бюджетных обязательств (90%).
Количество сотрудников, из их числа, которые попадут под действие законопроекта, в случае его принятия, не превышает 90% и приведено в таблице. Максимальное количество лиц, у которых в результате принятия законопроекта будет пересмотрена выслуга лет, составляет 78,3%, это молодые сотрудники, у которых могут быть учтены 2 года и шесть месяцев обучения в образовательных организациях. По остальным периодам этот процент ниже.
Реализация законопроекта в части доплаты за выслугу лет будет произведена за счет выделенных Следственному комитету средств на оплату труда.
Таким образом, уточнение порядка исчисления выслуги лет для предоставления дополнительных отпусков сотрудников не повлечет дополнительной потребности в бюджетных средствах даже в существующих условиях.
Уточнение порядка исчисления выслуги лет для выплаты выходного пособия предусмотрено только для случаев увольнения сотрудников по достижении предельного возраста пребывания на службе в Следственном комитете, по состоянию здоровья и в связи с сокращением численности или штата сотрудников Следственного комитета (части 15-17 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ). В остальных случаях выплаты выходного пособия выслуга лет на размер выплачиваемого выходного пособия не влияет.
Сведения об объемах бюджетных ассигнований, предусмотренных Следственному комитету Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ для выплаты выходного пособия:
(тыс. рублей) | |||
Кол-во сотрудников, на которых запланированы бюджетные для выплаты выходного пособия (чел.) |
Объем бюджетных средств, предусмотренных Следственному комитету (по Федеральному закону от 01.12.2014 N 384-ФЗ |
Кол-во сотрудников, у которых размер выходного пособия зависит от выслуги (по данным 2013 - 2014 гг.) |
Из них, кол-во сотрудников, попадающих под действие законопроекта (чел.) |
326 |
78 |
861,6 |
29 |
В связи с изложенным, принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Следственном комитете Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета Российской Федерации. Данный Федеральный закон будет реализован за счет средств, выделяемых на содержание Следственного комитета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Следственном комитете Российской Федерации" (в части установления порядка исчисления выслуги лет сотрудников Следственного комитета Российской Федерации)"
В связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Следственном комитете Российской Федерации" (в части установления порядка исчисления выслуги лет сотрудников Следственного комитета Российской Федерации)" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Следственном комитете Российской Федерации (в части установления порядка исчисления выслуги лет сотрудников Следственного комитета Российской Федерации)"
В связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Следственном комитете Российской Федерации" (в части установления порядка исчисления выслуги лет сотрудников Следственного комитета Российской Федерации)" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.