Досье на проект федерального закона
Законопроектом предусматривается признание утратившим силу Федерального закона от 2 июля 2010 года N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях".
Актуальность отмены данного федерального закона обусловлена текущим социально-экономическим положением в стране, которое все чаще вынуждает наименее социально защищенные слои населения обращаться к микрофинансированию.
Микрофинансовые организации выдают заемщикам деньги под "ростовщические" проценты. Данный вид займов предназначен в первую очередь для людей, которые в связи с низким уровнем ежемесячного дохода не смогли бы получить кредит в банке. Но далеко не все потребители осознают, к каким тяжелым материальным последствиям могут привести микрозаймы под 2 и более процентов в день. В итоге получается, что деньги были получены под 450-1000 процентов годовых, что полностью не соответствует здравому смыслу и правилам цивилизованного поведения на банковском рынке.
Несмотря на то, что микрофинансовые организации - общемировая практика, в настоящее время в России не представляется возможным развивать данный институт финансового рынка, поскольку это приводит к катастрофически быстрому росту долгов населения и резкому снижению уровня жизни.
В подтверждение этому можно привести статистические данные Объединенного кредитного бюро по состоянию на июнь 2014 года (более свежей информации по просроченным микрозаймам нет): 30,25% от общего количества займов, предоставленных гражданам микрофинансовыми организациями, безнадежны к взысканию - безнадежными признаются долги с просрочкой от 90 дней. За 2,5 года данный показатель вырос более чем в 15 раз.
Кроме того, в результате таких "грабительских" действий микрофинансовых организаций, социально незащищенные слои населения оказываются еще в более тяжелых условиях, что может подталкивать их на совершение правонарушений с целью погашения задолженности.
Позитивными последствиями отмены Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" станут:
1) исключение в практике работы кредитных организаций "ростовщичества";
2) защита малообеспеченных слоев населения от "соблазнов", рекламируемых микрофинансовыми организациями;
3) косвенное влияние на уменьшение преступности.
При этом авторы законопроекта не исключают того, что при улучшении экономической ситуации в стране, возникнет необходимость в разработке и принятии нового, хорошо продуманного и соответствующего требованиям мировой финансовой системы закона о данном виде финансово-экономической деятельности.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О признании утратившим силу Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"
Принятие федерального закона "О признании утратившим силу Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" не повлечет дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О признании утратившим силу Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"
Принятие федерального закона "О признании утратившим силу Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.