Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 874436-6 "О внесении изменений в статьи 380 и 381 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона направлен на укрепление доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации за счет увеличения поступлений по налогу на имущество организаций.
Согласно статьям 12 и 372 Налогового кодекса РФ, налог на имущество организаций является региональным налогом, и полномочия по установлению размера налоговых ставок и льгот принадлежат регионам. В соответствии со статьей 56 Бюджетного кодекса РФ данный налог в полном объеме поступает в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, статьями 380 и 381 Налогового кодекса РФ на федеральном уровне установлены налоговые льготы по данному налогу, которые обусловливают значительные потери доходов региональных бюджетов.
В целях сохранения доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации проектом закона предлагается следующее.
1. Исключить норму об освобождении от налогообложения движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств. При этом, в целях сохранения стимула к модернизации оборудования и машин предлагаем установить льготную налоговую ставку в отношении указанного имущества в размере не выше 1,1 процента.
В отношении объектов движимого имущества, принятых на учет с 1 января 2013 года в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 Налогового кодекса РФ взаимозависимыми, будет действовать норма об установлении налоговой ставки в размере не выше 2,2 процента.
2. Сократить переходный период, установленный статьей 380 Налогового кодекса РФ в отношении имущества организаций естественных монополий, с 2019 года до 2017 года. Предлагается установить следующую шкалу ставок налогообложения имущества естественных монополий:
в 2015 году - 1,0%,
в 2016 году - 1,9%,
с 2017 года - 2,2%.
Таким образом, в более короткие сроки произойдет уравнивание условий налогообложения организаций естественных монополий с условиями налогообложения других организаций, что соответствует принципу всеобщности и равенства налогообложения.
3. Отменить льготу в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью.
Законопроект согласуется с Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, согласно которым одним из принципов построения налоговой политики является поэтапное принятие решения об отмене большинства действующих федеральных льгот (прочих налоговых освобождений и изъятий из общих правил налогообложения) по региональным и местным налогам.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 380 и 381 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 380 и 381 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Принятие указанного проекта федерального закона приведет к увеличению поступлений налога на имущество организаций в бюджеты субъектов Российской Федерации в 2016 году - 99 млрд. рублей, в 2017 году - 110 млрд. рублей.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 380 и 381 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие настоящего проекта федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.