Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности и противодействию коррупции
по проекту федерального закона N 847442-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2014 год"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, рассмотрев проект федерального закона N 847442-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2014 год", отмечает следующее практические результаты использования бюджетных средств, а также выявленные недостатки:
1. Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности.
Основные показатели, характеризующие криминальную обстановку в Российской Федерации, в сравнении с предыдущим годом не претерпели качественных изменений. В среднем по стране уровень преступности в расчете на 100 тыс. человек сократился на 31,2 пункта и составил 1507,9 преступления.
В 2014 году в сравнении с 2013 годом отмечается снижение на 2,3% (525,4 тыс.) зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений, раскрываемость которых составила 52,4 процента.
Отмечается положительная деятельность подразделений МВД России в раскрытии преступлений террористического характера (579, +27,5%) и экстремистской направленности (874, +17,6%).
По итогам года в России отмечается повышение общего уровня криминальной активности в общественных местах (480,9 тыс., +3,7%).
Вместе с тем органами внутренних дел раскрыто 192,6 тыс. преступлений данной категории (+ 6%). На 6,4% увеличилось количество раскрытых преступлений по тяжким и особо тяжким составам, совершенных на улицах, площадях, в парках и скверах.
Данные значения достигнуты за счет позитивных изменений в организации работы органов внутренних дел, активизации взаимодействия с институтами гражданского общества, повышения качества отбора на службу в полицию, улучшения профессиональной подготовки сотрудников.
Достигнуты плановые значения показателей, отражающих выполнение Указов Президента Российской Федерации N 596-606:
"Уровень обеспеченности сотрудников органов внутренних дел служебными жилыми помещениями и жилыми помещениями в общежитиях" (показатель Указа N 604) (план -15,1%, факт - 27,68%);
"Уровень денежного довольствия военнослужащих Внутренних войск МВД России относительно уровня оплаты труда работников организаций ведущих отраслей экономики" (показатель Указа N 604) (план - 132,8%, факт - 132,8%);
"Уровень оснащенности внутренних войск МВД России современными образцами вооружения, военной и специальной техники" (показатель Указа N 603) (план - 54,1%, факт - 54,1%).
Недостатки:
Степень достижения показателей Госпрограммы N 8 составила 88,1%. Так, не достигнуты следующие ее плановые значения:
"Удельный вес возмещенного ущерба от фактически причиненного по уголовным делам, оконченным следователями" (план - 73%, факт - 38,4%). Недостижение планового значения показателя связано с последствиями реформирования в 2011-2012 годах органов внутренних дел, выразившимися в уменьшении численности следователей с 54600 до 45500, сокращении количества сотрудников оперативных подразделений, осуществляющих поиск похищенного, а также снижении уровня взаимодействия подразделений в раскрытии и расследовании преступлений;
"Удельный вес возмещенного ущерба от фактически причиненного по уголовным делам, оконченным дознавателями" (план - 84,6%, факт - 31,2%). Недостижение планового значения показателя связано с отсутствием у лиц, совершивших преступления, постоянного источника дохода, имущества и денежных средств, подлежащих аресту с целью последующего возмещения ущерба, сокрытием и переводом собственности на других лиц, несвоевременным обращением потерпевших с заявлением о привлечении виновного лица к уголовной ответственности, неэффективностью деятельности правоохранительных органов по розыску похищенного и лиц, скрывающихся от правосудия, что затрудняет изъятие похищенного;
"Число тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных на улицах, площадях, в парках, скверах, по отношению к 2011 году" (план - 99%, факт - 109,3%). На превышение планового значения показателя в наибольшей степени оказали влияние такие факторы, как отвлечение сил и средств строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции для охраны общественного порядка при проведении возрастающего количества публичных и иных массовых мероприятий, командирование личного состава для несения службы вне мест постоянной дислокации, в том числе в Северо-Кавказский и Крымский федеральные округа, уменьшение плотности патрульных нарядов на улицах и в других общественных местах, негативные последствия ликвидации системы медицинских вытрезвителей.
"Уровень обеспеченности военнослужащих внутренних войск служебными жилыми помещениями и жилыми помещениями в общежитиях", отражающего выполнение Указа N 604, (план - 85,76%, факт - 78,38%), не достигнуто в связи с отсутствием разрешения на ввод в эксплуатацию объектов, завершенных строительством в 2014 году (комплекс жилых домов на 1 тыс. 678 квартир.
2. Противодействие незаконному обороту наркотиков.
По итогам 2014 года ФСКН России выявлено 85 038 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (рост на 6,4% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (далее - АППГ). За 2014 год следователями ФСКН России направлено в суд 102 уголовных дела по ст. 210 Уголовного кодекса Российской Федерации, что на 43,6% больше, чем в 2013 году.
В 2014 году ФСКН России изъято из незаконного оборота более 23 тонн подконтрольных веществ, в том числе более 21,3 тонны - наркотических средств, 1 тонна 185 кг - психотропных веществ, 520 кг - сильнодействующих веществ, 375 кг - прекурсоров. В числе наркотических средств - 2 тонны 389 кг героина, наиболее опасного с точки зрения социальных и медицинских последствий наркотика (прирост к АППГ - 43,5%).
Органами наркоконтроля зарегистрировано 374 преступления, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных от незаконного оборота наркотиков (АППГ - 287, рост на 30,3%), что составляет 97,4% от общего количества выявленных преступлений данной категории всеми правоохранительными органами. Установленная сумма легализованных денежных средств или иного имущества, полученного от незаконного оборота наркотиков, составила 1 015 938 тыс. рублей.
Общий вес изъятых правоохранительными органами в 2014 году синтетических наркотиков составил 4,2 тонны, превысив показатель 2013 года более чем в 2 раза.
В 2014 году проведена Межведомственная комплексная оперативно-профилактическая операция "Мак". В ходе операции уничтожено почти 332 тонны незаконно выращенных наркосодержащих растений, обнаруженных на общей площади более 63 гектар (на 316 тонн больше АППГ).
Данные показатели эффективности использования бюджетных ассигнований обусловлено активизацией деятельности оперативных подразделений ФСКН России по линии выявления тяжких и особо тяжких преступлений;
В связи с развитием системы наркологической службы в Российской Федерации увеличилось фактическое значение показателя "Количество мест круглосуточного и дневного пребывания в организациях - участниках национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях, которые финансируются государством" (план - 2 111, факт - 2 249).
Недостатки:
Степень выполнения контрольных событий плана реализации Госпрограммы N 9 в 2014 году составила 76,2% (выполнены 16 из 21 контрольных событий).
Кроме того, необходимо отметить, что указанный программный документ носит ведомственный характер, поскольку основная часть мероприятий направлена только на реализацию текущих направлений деятельности ФСКН России, при том, что она должна носить комплексный, стратегический характер с учетом достижения целей и решения поставленных задач.
При этом не учитываются такие важные стратегические задачи государственной антинаркотической политики Российской Федерации как: создание государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков; совершенствование системы оказания наркологической медицинской помощи больным наркоманией и их реабилитации; совершенствование организационного, нормативного правового и ресурсного обеспечения антинаркотической деятельности.
Основным фактором, повлиявшим на ход реализации Госпрограммы N 9, является отсутствие финансирования подпрограммы 3 "Комплексная реабилитация и ресоциализация лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях". В связи с этим в установленный срок не выполнен необходимый объем работ по созданию инфраструктуры системы комплексной реабилитации и ресоциализации.
3. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
В 2014 году продолжились работы по созданию систем комплексной безопасности межрегионального, регионального и объектового уровней от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, развитию общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры системы управления рисками чрезвычайных ситуаций и пожаров, системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
В области разработки и реализации системы мер по повышению эффективности защиты территорий и населения была обеспечена комплексная безопасность Олимпийских и Паралимпийских зимних игр в г. Сочи.
Внедрена в промышленную эксплуатацию Комплексная система обеспечения безопасности жизнедеятельности на территории Вологодской области и проводятся работы по созданию аналогичных систем на территориях Московской, Курской, Самарской и Тульской областях, Ставропольского края и г. Москвы.
В рамках международного сотрудничества МЧС России в 2014 году обеспечило выполнение задач в области гражданской обороны, пожарной безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, спасания людей на водных объектах, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф.
В целом МЧС России провела за рубежом по 6-7 масштабных операций чрезвычайной направленности в месяц.
В 2014 году проведена беспрецедентная работа по оказанию помощи и поддержки людям, которые вынужденно покидали территорию Украины.
В короткие сроки было развернуто более 1 тыс. пунктов временного размещения, через которые прошло более 600 тыс. человек. Своевременно организовано продовольственное, медико-психологическое, информационное обеспечение. Гуманитарными конвоями на территорию Востока Украины было доставлено более 13,4 тыс. тонн критически важных материальных ресурсов.
В результате реализации Госпрограммы N 10 в 2014 году количество деструктивных событий снижено до 158,3 тыс. единиц по сравнению с базовым 2010 годом, в котором количество деструктивных событий составляло 188,1 тыс. единиц. Экономический ущерб от деструктивных событий в 2014 году по сравнению с 2010 годом снизился в 1,16 раза и составил 214,7 млрд рублей (против 249,4 млрд рублей в 2010 году).
Количество чрезвычайных ситуаций в 2014 году по сравнению с 2010 годом уменьшилось в 1,37 раз и составило 0,26 тыс. единиц (против 0,36 тыс. единиц в 2010 году). Количество населения, погибшего в чрезвычайных ситуациях, в 2014 году по сравнению с 2010 годом уменьшилось на 16,2% и составило 0,57 тыс. человек (против 0,68 тыс. человек в 2010 году).
Доля лиц, удовлетворенных качеством предоставляемых МЧС России государственных услуг (по отношению к общему числу обратившихся за государственными услугами), в 2014 году достигла 74,7%, что в 1,13 раза выше, чем в 2013 году.
Количество населения, спасенного в чрезвычайных ситуациях в 2014 году по сравнению с 2010 сократилось в 2,6 раза и составило 34,7 тыс. человек (против 90,4 тыс. человек в 2010 году), вследствие проводимой работы, в результате которой общее количество чрезвычайных ситуаций снижается.
Количество людей, спасенных в происшествиях на водных объектах, в 2014 году по сравнению с 2010 годом увеличилось в 2,6 раза и составило 3,7 тыс. человек (против 1,4 тыс. человек в 2010 году), что обусловлено крупномасштабным наводнением в Дальневосточном федеральном округе.
Достигнуты следующие плановые значения показателей, установленных Указами Президента Российской Федерации N 603 и N 604:
Уровень обеспеченности подразделений и организаций МЧС России специальным оборудованием для действий в особых условиях, а также при ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и террористических актов;
Доля современных образцов техники и вооружения в спасательных воинских формированиях МЧС России (от общего количества образцов техники и вооружения);
Обеспеченность служебными жилыми помещениями сотрудников спасательных воинских формирований МЧС России.
В результате реализации мероприятий государственной программы в 2014 году было спасено при чрезвычайных ситуациях, пожарах и происшествиях на водных объектах 125,3 тыс. человек, что в 1,6 раза ниже прогнозированного показателя в связи с сокращением количества чрезвычайных ситуаций и пожаров на объектах с массовым пребыванием людей.
Недостатки:
Снижены плановые значения показателей в связи с невыполнением подрядными организациями условий по заключенным государственным контрактам:
Формирование к 2014 году фонда служебного жилья для военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России (93,7% против плановых 100%);
Количество жилых помещений специализированного жилищного фонда (5,38 тыс. ед. вместо 5,784 тыс. ед.).
Также снижены плановые значения показателей Госпрограммы N 10, обеспечивающих показатель на увеличение ожидаемой продолжительной жизни в Российской Федерации до 74 лет, установленный Указом N 606. Так, количество погибших, травмированных и пострадавших при чрезвычайных ситуациях, пожарах, происшествиях на водных объектах в 2013 году составило 156,7 тыс. человек, что существенно превышает показатель 2010 года (37,2 тыс. человек), что в значительной степени обусловлено возникновением ряда крупномасштабных чрезвычайных ситуаций (подтопление населенных пунктов в Сибири, нагонная волна в Краснодарском крае и Ростовской области, крупные природные пожары на Дальнем Востоке и в Сибири), которые являются редкими и не поддаются статистическому прогнозу.
Средняя степень выполнения контрольных событий плана реализации государственной программы в 2013 году составила 90%. Нереализованными остались 4 контрольных события из 40 запланированных:
В том числе, например, контрольное событие 9.10 "Доля персонала системы - 112 и сотрудников взаимодействующих дежурно-диспетчерских служб, прошедших обучение, в общем необходимом их количестве в Российской Федерации, достигла 12,5 процента". В связи с перечислением субсидий субъектам Российской Федерации в IV квартале 2014 г., завершение создания системы-112 и проведение приемочных испытаний теперь планируется завершить в 2015 году, ввиду чего целевые показатели и индикаторы 2014 года не достигнуты в полном объеме.
4. Юстиция (исполнение наказаний)
В рамках реализации мероприятий по модернизации и оптимизации системы охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов к настоящему времени:
63% охраняемых объектов оснащены современными интегрированными системами безопасности;
100% контрольно-пропускных пунктов (КПП) оборудованы видеокамерами, на 47% КПП для пропуска людей установлены системы контроля и управления доступом, на 17% охраняемых объектов КПП для пропуска людей оснащены системами идентификации личности по биометрическим параметрам, установлено необходимое количество рентгеноскопов, используемых на КПП для пропуска людей.
Недостатки:
Показатель "Количество следственных изоляторов, в которых подследственные содержатся в соответствии с условиями, установленными законодательством Российской Федерации (в процентах от общего количества следственных изоляторов)" (план - 63%, факт - 62,7%) не достигнут в связи с сокращением бюджетных ассигнований на реализацию федеральной целевой программы "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)" на 11,7 млрд. рублей.
Степень выполнения контрольных событий плана реализации Госпрограммы N 42 в 2014 году составила 86,4% (выполнены 19 из 22 контрольных событий).
5. Кассовое исполнение расходов федерального бюджета по разделу 03 "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" составило 2 086 173,5 млн. рублей, или 101,4% показателя, установленного сводной бюджетной росписью с учетом изменений. Расходы по данному разделу на 87,6% осуществлялись в рамках программных направлений деятельности.
Превышение кассовых расходов федерального бюджета на 28 234,5 млн. рублей, или на 1,4%, обусловлено тем, что в составе расходов по подразделу 0305 "Система исполнения наказаний" отражены в том числе средства, полученные казенными учреждениями ФСИН России от привлечения осужденных к труду и направленные на финансовое обеспечение осуществления функций указанных казенных учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, в сумме 32 442,6 млн. рублей.
Наибольший объем неисполненных назначений, предусмотренных сводной бюджетной росписью с учетом изменений, установлен по подразделу 0309 "Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона" - 1 679,0 млн. рублей, или 1,9%, что в основном связано с низким уровнем исполнения расходов МЧС России по расходам, предусмотренным на капитальные вложения в объекты недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности (1 453,2 млн. рублей).
С учетом изложенного, Комитет по безопасности и противодействию коррупции, отмечая достаточную степень эффективности использования главными распорядителями средств федерального бюджета в пределах уменьшенного общего объема бюджетных ассигнований, рекомендует проект федерального закона N 847442-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2014 год", к принятию в первом чтении.
Заместитель председателя комитета |
Э.А. Валеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.