Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 847442-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2014 год"
Досье на проект федерального закона
Комитет рассмотрел материалы проекта федерального закона N 847442-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2014 год", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Основные направления реализации бюджетной политики в 2014 году определялись стратегическими целями развития страны, сформулированными в Бюджетном послании Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2014-2016 годах", указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
В сфере социального развития основными задачами бюджетной политики на период 2014 годов были определены:
обеспечение реализации мероприятий, предусмотренных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года;
обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и дальнейшего развития пенсионной системы;
повышение адресности социальной поддержки граждан, повышение качества государственных и муниципальных услуг.
По итогам 2014 года отмечено ухудшение показателей, характеризующих уровень жизни и доходы населения: реальные располагаемые денежные доходы населения по сравнению с 2013 годом снизились на 0,8% (в 2013 году - рост на 4%), прирост реальной начисленной среднемесячной заработной платы значительно замедлился и составил 1,3% (в 2013 году - на 4,8%), увеличилась по сравнению с 2013 годом на 0,4% численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации (в 2013 году - 15,5 млн. человек, в 2014 году - 16,1 млн. человек).
Средний размер назначенных месячных пенсий в целом за 2014 год составил 10 786,0 рублей и по сравнению с 2013 годом увеличился в реальном выражении лишь на 0,9% (2013 год - 2,8%). Величина среднего размера назначенных пенсий в 2014 году составила 33,08% от уровня среднемесячной начисленной заработной платы одного работника.
Одной из важнейших задач в сфере бюджетной политики в отчетном периоде являлось обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации также ставились задачи на снижение объема трансфертов из федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (на обязательное пенсионное страхование). Тем не менее зависимость бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации от трансферта из федерального бюджета не только сохраняется на довольно высоком уровне, но и возрастает.
И связано это не только из-за демографических факторов, но и по причине действия режима пониженных тарифов страховых взносов, установленных для отдельных категорий плательщиков страховых взносов, что оказывает негативное влияние на сбалансированность бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, а также деформирует систему обязательного социального страхования в целом, и прежде всего обязательного пенсионного страхования, которая имеет исключительно возмездный характер.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации впервые расходы федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов были утверждены в программной структуре расходов (государственные программы и непрограммные направления деятельности), которая является базовой.
Соответственно основой представленного отчета об исполнении федерального бюджета за 2014 год является отчет об исполнении расходов федерального бюджета в разрезе государственных программ Российской Федерации, подпрограмм и непрограммных направлений деятельности.
В то же время в пояснительной записке к отчету об исполнении федерального бюджета за 2014 представлена информация только о кассовом исполнении бюджетных назначений по целевым направлениям расходов, предусмотренных на реализацию основных мероприятий государственных программ в разрезе администраторов расходов и подпрограмм, без увязки с результатами, достигнутыми при их расходовании и указания причин их невыполнения. Кроме того, не представлена информация о причинах неполного исполнения бюджетных назначений по отдельным целевым направлениям расходов федерального бюджета в рамках государственных программ и подпрограмм.
Исполнение расходов федерального бюджета по государственным программам Российской Федерации
1. Государственная программа "Социальная поддержка граждан"
Федеральным законом от 2 декабря 2013 года N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (далее - Федеральный закон N 349-ФЗ) на реализацию госпрограммы были утверждены бюджетные ассигнования на 2014 год в сумме 1 088 731,3 млн. рублей.
По состоянию на 1 января 2015 года бюджетные ассигнования по уточненной росписи составили 1 016 732,6 млн. рублей, в том числе бюджетные ассигнования на реализацию публичных нормативных обязательств - 49 458,6 млн. рублей.
В разрезе подпрограмм исполнение расходов по госпрограмме характеризуется следующими данными:
млн. рублей | |||||
Наименование |
Уточненная роспись |
Исполнение |
% исполнения к: |
||
Закону |
уточненной росписи |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Государственная программа "Социальная поддержка граждан" |
1 064 048,2 |
1 016 732,6 |
991 079,0 |
93,1 |
97,5 |
Подпрограмма "Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" |
628 720,2 |
578 992,7 |
556 443,3 |
88,5 |
96,1 |
Подпрограмма "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" |
1 768,7 |
1 868,1 |
1 739,5 |
98,4 |
93,1 |
Подпрограмма "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" |
431 861,0 |
434 173,5 |
431 200,9 |
99,8 |
99,3 |
Подпрограмма "Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" |
1 698,3 |
1 698,3 |
1 695,3 |
99,8 |
99,8 |
Подпрограмма
"Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан"
Исполнение бюджетных назначений по подпрограмме в разрезе основных направлений расходов характеризуется следующими данными:
млн. рублей | |||||
Наименование |
Уточненная роспись |
Исполнение |
% исполнения к: |
||
Закону |
уточненной росписи |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Подпрограмма "Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан", из них: |
628 720,2 |
578 992,7 |
556 443,3 |
88,5 |
96,1 |
Межбюджетные трансферты бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации |
405 852,7 |
363 369,2 |
363 369,2 |
89,5 |
100,0 |
Субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан |
134 265,7 |
128 265,7 |
106 189,4 |
79,1 |
82,8 |
Компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с исполнением обязанностей военной службы по призыву |
17 744,5 |
15 779,6 |
15 753,1 |
88,8 |
99,8 |
Компенсация в возмещение вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий, в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" |
13 363,3 |
11 747,3 |
11 720,3 |
87,7 |
99,8 |
Субвенции на осуществление переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению ежегодной денежной выплаты лицам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России" |
7 098,2 |
7 098,2 |
6 988,2 |
98,5 |
98,5 |
Оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по проезду на транспорте пригородного сообщения |
- |
4 302,1 |
4 161,4 |
- |
96,7 |
Компенсация членам семей погибших военнослужащих |
1 832,6 |
1 707,9 |
1 684,4 |
91,9 |
98,6 |
Компенсация в возмещение вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий, в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" |
96,0 |
91,0 |
90,9 |
94,7 |
100,0 |
Причинами неполного освоения бюджетных ассигнований являются:
по направлению "Оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по проезду на транспорте пригородного сообщения" - непредставление в срок документов на оплату расходов;
по направлению "Компенсация членам семей погибших военнослужащих" - возврат средств от получателей (в связи с неверным указанием номера счета, фамилии, имени, отчества, и др.);
по направлениям "Субвенции на осуществление переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению ежегодной денежной выплаты лицам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России" и "Субвенции на выплату государственного единовременного пособия и ежемесячной денежной компенсации гражданам при возникновении поствакцинальных осложнений в соответствии с Федеральным законом от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" - заявительный характер указанных выплат;
по направлению "Субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан" - предоставление мер социальной поддержки с учетом фактически начисленной платы за жилищно-коммунальные услуги гражданам отдельных категорий, установленных федеральным законодательством.
В результате реализации намеченных мероприятий осуществлено:
по направлению "Компенсация в возмещение вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий, в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" - компенсация предоставлена 45,3 тыс. получателям;
по направлению "Компенсация в возмещение вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий, в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" - компенсация предоставлена 0,9 тыс. получателям;
по направлению "Компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с исполнением обязанностей военной службы по призыву" - компенсация предоставлена 198,8 тыс. получателям;
по направлению "Компенсация членам семей погибших военнослужащих" - компенсация предоставлена 65,0 тыс. получателям.
по направлению "Субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан" - выплаты предоставлены 14,41 млн. граждан.
Подпрограмма
"Модернизация и развитие социального обслуживания населения"
Исполнение бюджетных назначений по подпрограмме в разрезе основных направлений расходов характеризуется следующими данными:
млн. рублей | |||||
Наименование |
Уточненная роспись |
Исполнение |
% исполнения к: |
||
Закону |
уточненной росписи |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Подпрограмма "Модернизация и развитие социального обслуживания населения", из них: |
1 768,7 |
1 868,1 |
1 739,5 |
98,4 |
93,1 |
Софинансирование социальных программ субъектов Российской Федерации, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам (межбюджетные трансферты бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации) |
1 000,0 |
1 000,0 |
1 000,0 |
100,0 |
100,0 |
Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений |
530,6 |
540,8 |
540,8 |
102,4 |
100,0 |
Финансовое обеспечение единовременного денежного поощрения лучших социальных работников |
20,0 |
19,0 |
19,0 |
95,0 |
100,0 |
Финансовое обеспечение единовременного денежного поощрения победителей Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Лучший по профессии" |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
100,0 |
100,0 |
Субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации |
128,2 |
128,2 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
По направлению "Субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации" бюджетные не использованы в связи с невыполнением требований в части проектной документации.
В результате реализации намеченных мероприятий осуществлено:
по направлению "Финансовое обеспечение единовременного денежного поощрения лучших социальных работников" в рамках ежегодно проводимого Всероссийского конкурса на звание "Лучший работник учреждения социального обслуживания" рассмотрено 395 материалов конкурсантов, представленных органами социальной защиты населения из 73 субъектов Российской Федерации. По итогам денежные премии получили 57 человек, занявшие призовые места.
Подпрограмма
"Совершенствование социальной поддержки семьи и детей"
Исполнение бюджетных назначений по подпрограмме в разрезе основных направлений расходов характеризуется следующими данными:
млн. рублей | |||||
Наименование |
Уточненная роспись |
Исполнение |
% исполнения к: |
||
Закону |
уточненной росписи |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Подпрограмма "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей", из них: |
431 861,0 |
434 173,5 |
431 200,9 |
99,8 |
99,3 |
Предоставление материнского (семейного) капитала |
300 956,0 |
300 956,0 |
300 956,0 |
100,0 |
100,0 |
Субвенции на выплату государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и лицам, уволенным в связи с ликвидацией организаций в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" |
63 944,4 |
65 522,7 |
65 446,8 |
102,3 |
99,9 |
Компенсация выпадающих доходов бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов |
14 840,0 |
14 840,0 |
14 840,0 |
100,0 |
100,0 |
Субсидии на ежемесячную денежную выплату, назначаемую в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет |
10 066,0 |
8 952,6 |
8 655,6 |
86,0 |
96,7 |
Социальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств федерального бюджета |
7 758,9 |
7 289,1 |
7 156,8 |
92,2 |
98,2 |
Субсидии на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений |
6 522,9 |
6 522,9 |
5 709,3 |
87,5 |
87,5 |
Субвенции на выплату единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью |
1 568,9 |
1 568,9 |
1 072,4 |
68,4 |
68,4 |
Субвенции на выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, а также ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" |
2 179,9 |
2 179,9 |
1 049,1 |
48,1 |
48,1 |
Пособие по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий, в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (все виды расходов) |
7 151,0 |
8 166,9 |
8 165,6 |
114,2 |
99,8 |
Пособие по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий, в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" |
21,6 |
16,1 |
16,1 |
74,5 |
100,0 |
Субсидии на мероприятия по проведению оздоровительной кампании детей |
4 370,0 |
4 370,0 |
4 369,9 |
100,0 |
100,0 |
Разработка и реализация комплекса мер по оказанию поддержки детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации |
950,0 |
950,0 |
950,0 |
100,0 |
100,0 |
Причинами неполного освоения бюджетных ассигнований являются:
по направлению "Субсидии на ежемесячную денежную выплату, назначаемую в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет" - заявительный характер выплаты;
по направлению "Субвенции на выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, а также ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву" - уменьшение количества получателей пособий, а также возврат субъектами Российской Федерации остатков неиспользованных средств до конца текущего финансового года;
по направлению "Социальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств федерального бюджета" - непредоставление или предоставление в неполном объёме документов, подтверждающих право на получение социальных выплат; в части выплат, носящих заявительный характер непредоставление проездных документов к месту жительства и обратно; уточнение численности получателей социальных выплат в связи с отчислением студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
по направлению "Субвенции на выплату единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения в семью" - уточнение уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации прогнозной численности детей-сирот, передаваемых в семьи.
Причины неполного освоения бюджетных ассигнований во направлению "Субсидии на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений" в представленном отчете не указаны.
В результате реализации намеченных мероприятий осуществлено:
по направлению "Субвенции на выплату единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения в семью" в 2014 году на воспитание в семьи граждан Российской Федерации было передано 56 438 детей, на которых были выплачены единовременные пособия;
по направлению "Субсидии на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений" с учетом собственных средств, направленных субъектами Российской Федерации в объеме 26 092,7 млн. рублей (в том числе на предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений - 23 203,0 млн. рублей) обеспечено жилыми помещениями 29,0 тыс. детей-сирот и лиц из их числа (в том числе предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений - 25,2 тыс. человек);
по направлению "Субсидии на ежемесячную денежную выплату, назначаемую в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет" в 2014 году ежемесячная денежная выплата была установлена в 67 субъектах Российской Федерации, в 16 регионах указанная выплата предоставлялась только за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, 51 региону из федерального бюджета на софинансирование выплаты были предоставлены субсидии (по состоянию на 1 января 2015 года выплаты предоставляются на 200,4 тыс. детей, что составляет 75,1% от численности рожденных третьих и последующих детей в 2013-2014 годах).
Подпрограмма
"Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций"
Исполнение бюджетных назначений по подпрограмме в разрезе основных направлений расходов характеризуется следующими данными:
млн. рублей | |||||
Наименование |
Уточненная роспись |
Исполнение |
% исполнения к: |
||
Закону |
уточненной росписи |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Подпрограмма "Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций", из них: |
1 698,3 |
1 698,3 |
1 695,3 |
99,8 |
99,8 |
Субсидии на мероприятия по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций, из них: |
1 688,0 |
1 683,0 |
1 680,1 |
99,5 |
99,8 |
Минэкономразвития России |
943,6 |
938,6 |
935,7 |
99,2 |
99,7 |
Минтруд России |
744,4 |
744,4 |
744,4 |
100,0 |
100,0 |
Государственная поддержка комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации |
10,4 |
10,4 |
10,4 |
100,0 |
100,0 |
В результате реализации мероприятий подпрограммы за счет средств федерального бюджета, главным администратором которых является Минтруд России, перечислены субсидии на государственную поддержку 7 общероссийским общественным организациям и 10 социально ориентированным некоммерческим организациям, которые оказывают на безвозмездной основе социальные услуги инвалидам, ветеранам, другим социально незащищенным категориям граждан, а также осуществляют благотворительные мероприятия.
Информации о результатах исполнения мероприятий подпрограммы за счет средств федерального бюджета, главным администратором которых является Минэкономразвития России, в отчете не представлено.
2. Государственная программа "Доступная среда" на 2011-2015 годы
Федеральным законом N 349-ФЗ на реализацию госпрограммы были утверждены бюджетные ассигнования на 2014 год в сумме 35 589,9 млн. рублей.
По состоянию на 1 января 2015 года бюджетные ассигнования по уточненной росписи составили 40 473,6 млн. рублей.
В разрезе подпрограмм исполнение расходов по госпрограмме характеризуется следующими данными:
млн. рублей | |||||
Наименование |
Уточненная роспись |
Исполнение |
% исполнения к: |
||
Закону |
уточненной росписи |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Государственная программа "Доступная среда" на 2011-2015 годы |
35 083,5 |
40 473,6 |
40 285,2 |
114,8 |
99,5 |
Подпрограмма "Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" |
9 109,8 |
8 666,0 |
8 662,8 |
95,1 |
100,0 |
Подпрограмма "Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы" |
25 973,8 |
31 807,6 |
31 622,4 |
121,7 |
99,4 |
Подпрограмма
"Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения"
Исполнение бюджетных назначений по подпрограмме в разрезе основных направлений расходов характеризуется следующими данными:
млн. рублей | |||||
Наименование |
Уточненная роспись |
Исполнение |
% исполнения к: |
||
Закону |
уточненной росписи |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Подпрограмма "Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения", из них: |
9 109,8 |
8 666,0 |
8 662,8 |
95,1 |
100,0 |
Субсидии на мероприятия государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы |
6 902,6 |
6 453,3 |
6 453,3 |
93,5 |
100,0 |
Субсидии на государственную поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов |
1 282,5 |
1 282,5 |
1 282,5 |
100,0 |
100,0 |
Реализация направлений расходов программы |
924,7 |
930,2 |
927,0 |
100,6 |
99,6 |
Причинами неполного освоения бюджетных ассигнований являются:
по направлению "Субсидии на мероприятия государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы" - снижение цены поставки товаров, выполнения работ (оказания услуг) по итогам конкурсных процедур, а также непредставление в срок документов на оплату расходов;
по направлению "Реализация направления расходов программы" - экономия, сложившаяся по итогам проведения конкурсных процедур.
В результате реализации намеченных мероприятий осуществлено:
по направлению "Субсидии на мероприятия государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы":
доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в 75 субъектах Российской Федерации, принявших участие в госпрограмме, в общем количестве приоритетных объектов составила 30,9 процента;
предоставлялись субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий по формированию сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов (в 2014 году количество таких общеобразовательных организаций увеличилось на 2616);
по направлению "Субсидии на государственную поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов" - предоставлены субсидии Всероссийскому обществу инвалидов, Всероссийскому обществу слепых, Всероссийскому обществу глухих, Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы, в том числе в целях оказания государственной поддержки предприятий и организаций, использующих труд инвалидов в Республике Крым и городе Севастополе;
по направлению "Реализация направлений расходов программы":
обучено русскому жестовому языку на базовом уровне 275 специалистов органов социальной защиты и образования, оказывающих государственные услуги населению;
оказано содействие в трудоустройстве 478 инвалидам в рамках оказания поддержки программ общественных организаций инвалидов по содействию трудоустройству инвалидов на рынке труда, в том числе по созданию рабочих мест и обеспечению доступности рабочих мест, предоставлены субсидии из федерального бюджета 5 общественным организациям инвалидов из городов Белгород, Москва, Тюмень;
продолжена реализация общественно-просветительской кампании "Люди так не делятся", целью которой является формирование толерантного отношения граждан к проблемам инвалидов;
проведены репрезентативные социологические исследования, на тему как сами инвалиды оценивают изменения в отношении граждан к их проблемам и готовность помочь, а также происходящие изменения в формировании доступной среды;
проведено повышение квалификации 9450 специалистов психолого-медико-педагогических комиссий и образовательных организаций из 82 субъектов Российской Федерации по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях.
Подпрограмма
"Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы"
Исполнение бюджетных назначений по подпрограмме в разрезе основных направлений расходов характеризуется следующими данными:
млн. рублей | |||||
Наименование |
Уточненная роспись |
Исполнение |
% исполнения к: |
||
Закону |
уточненной росписи |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Подпрограмма "Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы", из них: |
25 973,8 |
31 807,6 |
31 622,4 |
121,7 |
99,4 |
Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений |
7 838,4 |
9 942,8 |
9 880,7 |
126,1 |
99,4 |
Субвенции на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, из них: |
15 621,3 |
19 421,3 |
19 421,3 |
124,3 |
100,0 |
межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации |
6 621,8 |
7 769,4 |
7 769,4 |
117,3 |
100,0 |
межбюджетные трансферты бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации |
8 999,5 |
11 651,9 |
11 651,9 |
129,5 |
100,0 |
Реализация направлений расходов программы (закупка товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд) |
1 201,2 |
1 186,6 |
1 180,3 |
98,3 |
99,5 |
Субсидии стационарам сложного протезирования на оплату дней пребывания инвалидов в стационарах |
170,0 |
170,0 |
170,0 |
100,0 |
100,0 |
Субсидии федеральным государственным унитарным протезно-ортопедическим предприятиям на возмещение убытков, связанных с реализацией протезно-ортопедических изделий и услуг по протезированию по ценам ниже себестоимости |
36,0 |
36,0 |
34,8 |
96,7 |
96,7 |
Субвенции на выплату инвалидам компенсаций страховых премий по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств |
121,0 |
121,0 |
13,8 |
11,4 |
11,4 |
Причинами неполного освоения бюджетных ассигнований являются:
по направлениям "Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений" и "Реализация направления расходов программы" - снижение цены поставки товаров, выполнения работ (оказания услуг) по итогам проведения конкурсных процедур;
по направлению "Субвенции на выплату инвалидам компенсаций страховых премий по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" - уменьшение численности получателей выплаты.
В результате реализации намеченных мероприятий осуществлено:
по направлению "Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений" учреждениями медико-социальной экспертизы проводится работа по освидетельствованию граждан. Общее число граждан, обратившихся в федеральные учреждения медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации и впервые признанных инвалидами, в 2014 году составило 801,5 тыс. человек, что на 23,4 тыс. человек (2,8%) меньше, чем в 2013 году. Всего в Российской Федерации по состоянию на 1 января 2015 года - 12,9 млн. инвалидов, из них инвалидов I группы - 1,6 млн. человек, инвалидов II группы - 6,4 млн. человек, инвалидов III группы - 4,3 млн. человек, детей-инвалидов - 590,4 тыс. человек;
по направлениям "Субсидии стационарам сложного протезирования на оплату дней пребывания инвалидов в стационарах" и "Субсидии федеральным государственным унитарным протезно-ортопедическим предприятиям на возмещение убытков, связанных с реализацией протезно-ортопедических изделий и услуг по протезированию по ценам ниже себестоимости" - оказана специализированная протезно-ортопедическая помощь 395,8 тыс. человек.
3. Государственная программа "Содействие занятости населения"
Федеральным законом N 349-ФЗ на реализацию госпрограммы утверждены бюджетные ассигнования на 2014 год в сумме 75 756,3 млн. рублей.
По состоянию на 1 января 2015 года бюджетные ассигнования по уточненной росписи составили 73 241,3 млн. рублей, в том числе бюджетные ассигнования на реализацию публичных нормативных обязательств - 40,7 млн. рублей.
В разрезе подпрограмм исполнение расходов по госпрограмме характеризуется следующими данными:
млн. рублей | |||||
Наименование |
Уточненная роспись |
Исполнение |
% исполнения к: |
||
Закону |
уточненной росписи |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Государственная программа "Содействие занятости населения" |
69 671,7 |
73 241,3 |
69 727,5 |
100,1 |
95,2 |
Подпрограмма "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан" |
38 530,7 |
38 752,4 |
35 552,2 |
92,3 |
91,7 |
Подпрограмма "Внешняя трудовая миграция" |
27 728,3 |
30 889,0 |
30 839,7 |
111,2 |
99,8 |
Подпрограмма "Развитие институтов рынка труда" |
3 412,7 |
3 600,0 |
3 335,6 |
97,7 |
92,7 |
Подпрограмма
"Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан"
Исполнение бюджетных назначений по подпрограмме в разрезе основных направлений расходов характеризуется следующими данными:
млн. рублей | |||||
Наименование |
Уточненная роспись |
Исполнение |
% исполнения к: |
||
Закону |
уточненной росписи |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Подпрограмма "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан", из них: |
38 530,7 |
38 752,4 |
35 552,2 |
92,3 |
91,7 |
Субвенции на социальные выплаты безработным гражданам в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" |
37 122,5 |
37 344,2 |
34 144,0 |
92,0 |
91,4 |
Субсидии на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения |
1 334,4 |
1 334,4 |
1 334,4 |
100,0 |
100,0 |
Причинами неполного освоения бюджетных ассигнований являются заявительный характер выплаты пособий и компенсаций, а также экономия, сложившаяся по результатам проведения конкурсных процедур.
В результате реализации намеченных мероприятий осуществлено:
по направлению "Субсидии на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения" в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" трудоустроено 15,0 тыс. инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места. В 2014 года создана дополнительная инфраструктура, обеспечивающая беспрепятственный доступ к рабочим местам, для трудоустройства инвалидов I и II групп, имеющих значительные ограничения жизнедеятельности. Из общего числа рабочих мест 626 имеют доступную инфраструктуру, из них 485 рабочих мест - для инвалидов, передвигающихся на кресле-коляске. Всего в 2014 году в дополнительных мероприятиях в сфере занятости населения приняли участие 19,8 тыс. человек, или 127,5% от запланированной численности;
по направлению "Субвенции на социальные выплаты безработным гражданам в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" достигнуто следующее:
обеспечена выплата пособий по безработице ежемесячно 705,0 тыс. человек;
доля безработных граждан, получающих пособие по безработице в общей численности безработных граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения, в 2014 году составила:
в минимальном размере - 42,7%;
в интервале от минимального до максимального размеров - 16,5%;
в максимальном размере - 40,1%;
в размере выше максимального - 0,7 процента;
средний размер выплаты пособия по безработице по Российской Федерации в 2014 году составил 3 447,2 рублей;
общая численность безработных граждан, которым в 2014 году назначена материальная помощь составила 250,6 тыс. человек, общая сумма выплаченных средств составила 472,8 млн. рублей.
Подпрограмма
"Внешняя трудовая миграция"
Исполнение бюджетных назначений по подпрограмме в разрезе основных направлений расходов характеризуется следующими данными:
млн. рублей | |||||
Наименование |
Уточненная роспись |
Исполнение |
% исполнения к: |
||
Закону |
уточненной росписи |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Подпрограмма "Внешняя трудовая миграция" |
27 728,3 |
30 889,0 |
30 839,7 |
111,2 |
99,8 |
Расходы на обеспечение функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации, органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности, войск и иных воинских формирований |
23 296,4 |
24 110,4 |
24 089,8 |
103,4 |
99,9 |
Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений |
3 826,5 |
3 475,0 |
3 455,0 |
90,3 |
99,4 |
Прочие выплаты по обязательствам государства |
- |
1 910,9 |
1 910,9 |
- |
100,0 |
Прием и содержание беженцев и лиц, ходатайствующих о признании их беженцами, из них: |
11,5 |
695,1 |
690,9 |
В 60 раз |
99,4 |
Расходы на обеспечение функций зарубежного аппарата государственных органов |
138,2 |
113,5 |
117,2 |
84,8 |
103,3 |
Ежемесячная выплата гражданам, уволенным со службы в органах внутренних дел без права на пенсию, имеющим общую продолжительность службы в органах внутренних дел менее 20 лет |
14,3 |
40,7 |
40,2 |
в 2,8 раза |
98,8 |
Причиной неполного освоения бюджетных ассигнований по направлению "Ежемесячная выплата гражданам, уволенным со службы в органах внутренних дел без права на пенсию, имеющим общую продолжительность службы в органах внутренних дел менее 20 лет" является уменьшение числа получателей от запланированного.
В результате реализации мероприятий подпрограммы осуществлено:
по направлению "Расходы на обеспечение функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации, органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности, войск и иных воинских формирований":
комплекс мероприятий в сфере информационно-коммуникационных технологий (доработка специализированного программного обеспечения прикладных систем, монтажные и пуско-наладочные работы поставляемых технических средств, обеспечение функционирования и поддержка работоспособности прикладного и системного программного обеспечения);
обеспечено содержание территориальных органов (арендная плата за пользование помещениями, оплата коммунальных услуг, охрану помещений, охранно-пожарную сигнализацию, услуг по договорам гражданско-правового характера привлеченного персонала);
изготовление бланочной продукции (бланки миграционных карт, бланки паспорта гражданина и др.);
по направлению деятельности "Прочие выплаты по обязательствам государства" - исполнение судебных актов по оказанию государственной поддержки гражданам, пострадавшим в результате осетино - ингушского конфликта 1992 года;
по направлению "Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений":
приобретены основные средства для функционирования вновь созданных специальных учреждений для содержания иностранных граждан;
содержание федеральных казенных учреждений ФМС России (арендная плата за пользование помещениями, оплата коммунальных услуг, охрану помещений, охранно-пожарную сигнализацию, услуг по договорам гражданско-правового характера привлеченного персонала);
по направлению "Прием и содержание беженцев и лиц, ходатайствующих о признании их беженцами":
изготовление бланочной продукции;
оплата проезда и провоза багажа беженцев и лиц, ходатайствующих о признании их беженцами.
Подпрограмма
"Развитие институтов рынка труда"
Исполнение бюджетных назначений по подпрограмме в разрезе основных направлений расходов характеризуется следующими данными:
млн. рублей | |||||
Наименование |
Уточненная роспись |
Исполнение |
% исполнения к: |
||
Закону |
уточненной росписи |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Подпрограмма "Развитие институтов рынка труда", из них: |
3 412,7 |
3 600,0 |
3 335,6 |
97,7 |
92,7 |
Расходы на выплаты по оплате труда работников территориальных органов |
1 360,1 |
1 506,8 |
1 497,3 |
110,1 |
99,4 |
Расходы на обеспечение функций государственных органов, в том числе территориальных органов |
1 775,5 |
1 788,1 |
1 540,7 |
86,7 |
86,1 |
Реализация комплекса мероприятий по организации альтернативной гражданской службы |
3,9 |
1,2 |
1,2 |
31,8 |
100,0 |
Причинами неполного освоения бюджетных ассигнований по направлению "Расходы на обеспечение функций государственных органов, в том числе территориальных органов" являются экономия, сложившаяся по результатам проведения конкурсных процедур, а также нарушение подрядными организациями сроков исполнения и иных условий контрактов, не повлекшее судебные процедуры.
В части реализации мероприятий по направлению "Расходы на обеспечение функций государственных органов, в том числе территориальных органов" Минтрудом России производится разработка профессиональных стандартов. По состоянию на 31 декабря 2014 года приказами Минтруда России утверждено 403 профессиональных стандарта.
Исполнение расходов федерального бюджета по направлению "Развитие пенсионной системы" в разрезе непрограммных направлений деятельности
Федеральным законом N 349-ФЗ по направлению "Развитие пенсионной системы" утверждены бюджетные ассигнования на 2014 год в сумме 2 307 415,0 млн. рублей.
По состоянию на 1 января 2015 года бюджетные ассигнования по уточненной росписи составили 2 286 638,7 млн. рублей, в том числе на реализацию публичных нормативных обязательств - 533 811,9 млн. рублей.
В 2014 году исполнение расходов федерального бюджета по направлению характеризуется следующими данными:
млн. рублей | |||||
Наименование |
Уточненная роспись |
Исполнение |
% исполнения к: |
||
Закону |
уточненной росписи |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Развитие пенсионной системы |
2 305 545,3 |
2 286 638,7 |
2 286 479,2 |
99,2 |
100,0 |
Межбюджетные трансферты бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации |
1 744 973,1 |
1 744 956,3 |
1 744 853,2 |
100,0 |
100,0 |
Валоризация величины расчетного пенсионного капитала |
624 307,2 |
624 307,2 |
624 307,2 |
100,0 |
100,0 |
Выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению |
356 395,4 |
356 395,4 |
356 395,4 |
100,0 |
100,0 |
Обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации |
336 317,0 |
336 317,0 |
336 317,0 |
100,0 |
100,0 |
Компенсация выпадающих доходов бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование |
288 222,7 |
288 222,7 |
288 222,7 |
100,0 |
100,0 |
Выплата федеральной социальной доплаты к пенсии |
40 500,0 |
40 500,0 |
40 500,0 |
100,0 |
100,0 |
Компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами |
36 583,1 |
36 583,1 |
36 583,1 |
100,0 |
100,0 |
Ежемесячные выплаты лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы |
26 056,7 |
26 056,7 |
26 056,7 |
100,0 |
100,0 |
Софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц за счет средств Фонда национального благосостояния |
12 422,6 |
12 422,6 |
12 422,6 |
100,0 |
100,0 |
Возмещение расходов по выплате трудовых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов |
6 559,8 |
6 559,8 |
6 559,8 |
100,0 |
100,0 |
Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов |
6 314,2 |
6 314,2 |
6 314,2 |
100,0 |
100,0 |
Выплата дополнительного материального обеспечения, доплат к пенсиям, пособий и компенсаций |
3 737,9 |
3 737,9 |
3 737,9 |
100,0 |
100,0 |
Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение инвалидов вследствие военной травмы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2005 года N 887 "О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы" |
598,0 |
598,0 |
598,0 |
100,0 |
100,0 |
Выплата социального пособия на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг за умерших, получавших пенсии по государственному пенсионному обеспечению |
278,9 |
278,9 |
278,9 |
100,0 |
100,0 |
Выплата доплат к пенсиям |
47,1 |
47,1 |
47,1 |
100,0 |
100,0 |
Финансирование затрат на оплату услуг органов (организаций), с которыми Пенсионным фондом Российской Федерации заключены соглашения о взаимном удостоверении подписей, по приему и передаче в электронной форме в Пенсионный фонд Российской Федерации заявлений застрахованных лиц о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и копий платежных документов, подтверждающих уплату дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии |
21,6 |
1,1 |
1,1 |
5,0 |
100,0 |
Материальное обеспечение специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации |
6 611,0 |
6 614,8 |
6 511,6 |
98,5 |
98,4 |
Пенсии военнослужащим, членам их семей и лицам, приравненным к ним по пенсионному обеспечению, а также пособия и иные выплаты в рамках пенсионного обеспечения |
552 872,5 |
533 811,9 |
533 755,4 |
96,5 |
100,0 |
Иные межбюджетные трансферты на выплату региональной доплаты к пенсии |
7 699,7 |
7 870,6 |
7 870,6 |
102,2 |
100,0 |
В рамках реализации направления "Развитие пенсионной системы" в 2014 году размер пенсии лицам, уволенным с военной и приравненной к ней службы, был увеличен в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации" (обеспечить ежегодное увеличение пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2 процента сверх уровня инфляции).
Это было осуществлено путем увеличения размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" с 1 января 2014 года - в размере 60,05 процентов, а с 1 октября 2014 года - 62,12 процентов.
Замечания
1. Комитет обращает внимание на низкий уровень исполнения бюджетных назначений по мероприятию "Субвенции на социальные выплаты безработным гражданам" подпрограммы "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан" государственной программы "Содействие занятости населения", - 91,4 процента.
В то же время, размер пособия по безработице не менялся с 2009 года и в настоящее время составляет минимальную величину 850 рублей и максимальную - 4900 рублей. В итоге пособие по безработице сегодня фактически утратило свою функциональную роль социального инструмента для оказания государством помощи безработным гражданам в виде возмещения части утраченного заработка.
2. При планировании и внесении изменений в федеральный бюджет на 2014 год Правительством Российской Федерации не были учтены замечания Комитета и Счетной палаты Российской Федерации о недостаточности бюджетных ассигнований на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (ТСР), что не позволяет в полном объеме удовлетворить потребность инвалидов в ТСР.
Как следствие - не достигнуто плановое значение целевого показателя одноименных мероприятий подпрограммы "Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы" государственной программы "Доступная среда" на 2011-2015 годы (план - 96,0%, факт - 77,9%).
3. В пояснительной записке к отчету об исполнении федерального бюджета за 2014 год не представлена информация о реализации мероприятий по обеспечению поддержки и развития деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в рамках подпрограммы "Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" государственной программы "Социальная поддержка граждан", ответственным исполнителем по которым является Минэкономразвития России, с бюджетными назначениями в сумме 938,6 млн. рублей (55,8 % от общего объема ассигнований на финансирование указанных мероприятий). Что не позволяет оценить общие результаты исполнения по данному целевому направлению расходов федерального бюджета.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 847442-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2014 год" в первом чтении.
Председатель комитета |
О.Ю. Баталина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.