Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 817991-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и иные законодательные акты Российской Федерации",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 817991-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и иные законодательные акты Российской Федерации", Комитет по бюджету и налогам (далее - Комитет) отмечает следующее.
Пунктом 4 статьи 1 законопроекта предлагается дополнить статью 25 Федерального закона "О защите конкуренции" дополняется новой частью 2.1, которой вводится обязанность налоговых органов представлять по мотивированному запросу руководителя или заместителя руководителя антимонопольного органа сведения о налогоплательщике, составляющие налоговую тайну в соответствии с положениями статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).
Необходимо отметить, что порядок предоставления доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну и его объем, регулируется положениями статьи 102 Налогового кодекса и не является предметом правового регулирования Федерального закона "О защите конкуренции".
В соответствии со статьей 1 Налогового кодекса система налогов и сборов, общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, а также права и обязанности налоговых органов устанавливаются Налоговым кодексом.
Вместе с тем, следует учитывать, что статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" уже установлено положение, обязывающее представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну). Указанная норма дает возможность антимонопольному органу получать всю необходимую информацию как в рамках организации межведомственного взаимодействия с ФНС России, так и непосредственно от налогоплательщика.
Необходимость предоставления антимонопольному органу сведений, составляющих налоговую тайну, обосновывается потребностью расчета величины административного штрафа, налагаемого на правонарушителей - юридических лиц статьями 14.31, 14.32 и 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) за нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение.
Однако начисление соответствующих штрафов антимонопольной службой производится и в настоящее время.
При этом, не учитывается тот факт, что в имеющихся у налоговых органов сведениях, отраженных в налоговых декларациях и документах бухгалтерской отчетности, отсутствует информация о выручке налогоплательщика на рынке конкретных реализованных им товаров (работ, услуг). Такие сведения могут появиться у налоговых органов только по результатам проведенных мероприятий налогового контроля (и, соответственно, только по тем налогоплательщикам, в отношении которых такой контроль проводился).
Кроме того, необходимо иметь в виду, что в настоящее время Комитетом совместно с Правительством Российской Федерации прорабатывается возможность изменения подходов к определению перечня сведений, составляющих налоговую тайну.
Учитывая изложенное, Комитет считает возможным рекомендовать Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 817991-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и иные законодательные акты Российской Федерации" при условии исключения ко второму чтению положений пункта 4 статьи 1 законопроекта.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.