Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по науке и наукоемким технологиям
на проект федерального закона N 847442-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2014 год"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям рассмотрел представленный Правительством РФ законопроект N 847442-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2014 год" по основным его подразделам в части финансирования научных исследований и отмечает следующее.
В 2014 году исполнение федерального бюджета осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", Федеральными законами от 3 февраля 2014 г. N 13-ФЗ, от 2 апреля 2014 г. N 66-ФЗ, от 28 июня 2014 г. N 201-ФЗ, от 26 декабря 2014 г. N 448-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение указанных законов.
По итогам 2014 года доходы федерального бюджета составили 14496,9 млрд. рублей. Как и в прошлые годы, основным источником доходной части федерального бюджета являлись нефтегазовые доходы (51,3%). Федеральный бюджет исполнен с дефицитом в сумме 334,7 млрд. рублей (0,5% ВВП).
Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" утверждены бюджетные ассигнования по расходам федерального бюджета на 2014 год в сумме 13960,1 млрд. рублей в разрезе главных распорядителей, разделов, подразделов, целевых статей (государственных программ Российской Федерации и непрограммных направлений деятельности) и групп видов расходов классификации расходов бюджетов. Исполнение расходов федерального бюджета составило 14831,5 млрд. рублей или 98,5% к уточненной росписи.
Несмотря на то, что в 2014 году расходы федерального бюджета исполнены на достаточно высоком уровне - 98,5% к уточненной росписи, в IV квартале 2014 года осуществлено 35,7% всего объема расходов федерального бюджета. При этом, 21,5% всех произведенных расходов приходится на декабрь - это наибольший показатель за последние годы.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ впервые расходы федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов утверждены в программной структуре (государственные программы и непрограммные направления деятельности).
Базовым инструментом реализации целей государственной политики в научно-технической сфере является государственная программа Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013-2020 годы (утверждена Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 301). Целью государственной программы "Развитие науки и технологий" на 2013-2020 годы является формирование конкурентоспособного и эффективно функционирующего сектора исследований и разработок и обеспечение его ведущей роли в процессах технологической модернизации российской экономики.
В 2014 году бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Развитие науки и технологий" исполнены в объеме 152311,0 млн. рублей, что составляет 99,5% к уточненной росписи. Исполнение федерального бюджета по подпрограммам и федеральным целевым программам государственной программы "Развитие науки и технологий", в том числе в процентах к уточненной росписи, имеет следующий вид:
- подпрограмма "Фундаментальные научные исследования" - 99904,2 млн. рублей (99,6%);
- подпрограмма "Прикладные проблемно-ориентированные исследования и развитие научно-технологического задела в области перспективных технологий" - 1822,4 млн. рублей (100,0%);
- подпрограмма "Институциональное развитие научно- исследовательского сектора" - 8725,5 млн. рублей (100,0%);
- подпрограмма "Развитие межотраслевой инфраструктуры сектора исследований и разработок" - 3260,4 млн. рублей (100,0%);
- подпрограмма "Международное сотрудничество в сфере науки" - 8162,4 млн. рублей (100,0%);
- подпрограмма "Обеспечение реализации Государственной программы" государственной программы "Развитие науки и технологий" - 2889,1 млн. рублей (99,4%);
- федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы" в рамках государственной программы "Развитие науки и технологий" - 22196,4 млн. рублей (99,1%);
- федеральная целевая программа "Научные и научно- педагогические кадры инновационной России" на 2014 - 2020 годы в рамках государственной программы "Развитие науки и технологий" - 5330,8 млн. рублей (96,8%);
- федеральная целевая программа "Мировой океан" в рамках государственной программы "Развитие науки и технологий" - 19,9 млн. рублей (100,0%).
Анализ объемов и структуры финансирования государственной программы "Развитие науки и технологий" свидетельствует о наличии высоких рисков достижения поставленных целей в части формирования конкурентоспособного и эффективно функционирующего сектора исследований и разработок, обеспечения его ведущей роли в процессах технологической модернизации российской экономики.
Проведенный анализ исполнения федерального бюджета за 2014 год свидетельствует о достаточно высокой степени зависимости российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры на энерго-сырьевом рынке и показывает, что изменение нефтегазовых доходов напрямую связано с колебаниями мировых цен на товары российского экспорта, а изменение поступлений ненефтегазовых доходов зависит, в частности, от решений, принимаемых в области налогового и бюджетного законодательства страны.
Для снижения бюджетного дефицита в условиях снижения роли энергосырьевого сектора экономики и налоговых поступлений, как основных источников формирования федерального бюджета, особо пристального внимания требует решение проблемы повышения неналоговых доходов, получаемых в основном за счет эффективного использования научно-технического и инновационного потенциала страны, вовлечения результатов научной и научно-технической деятельности в хозяйственный оборот.
В заключение следует отметить, что при разработке Стратегии научно-технологического развития РФ на долгосрочный период в соответствии с поручением Президента РФ по итогам заседания Совета при Президенте РФ по науке и образованию, состоявшегося 24 июня 2015 года, а также соответствующих проектов федерального бюджета, как основного механизма ее реализации, необходимо делать акцент на корректировку приоритетных направлений научно-технического и социально-экономического развития с учетом прогнозных оценок мирового научно-технологического развития и имеющегося в стране научно-технического и инновационного потенциала для обеспечения перехода экономики на инновационный путь развития уже в среднесрочной перспективе.
Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 847442-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2014 год" в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.А. Черешнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.