Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
на проект федерального закона N 847442-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2014 год"
- внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по охране здоровья рассмотрел внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона N 847442-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2014 год" по разделу "Здравоохранение" и отмечает следующее.
Исполнение федерального бюджета в 2014 году осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 02.12.2013 N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (в редакции от 28.06.2014 N 201-ФЗ) (далее - Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов") и нормативными правовыми актами, принятыми в его исполнение.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" по разделу "Здравоохранение" утверждены бюджетные ассигнования на 2014 год в сумме 480 804,6 млн. рублей.
По уточненной росписи бюджетные ассигнования по разделу "Здравоохранение" на 1 января 2015 года составили 546 781,7 млн. рублей. Кассовое исполнение расходов за 2014 год составило 535 535,4 млн. рублей, или 111,4% к законодательно утвержденным показателям и 97,9% к уточненной росписи.
Превышение фактических расходов над законодательно утвержденными связано с внесением изменений в бюджетную роспись в ходе исполнения федерального бюджета.
Низкий уровень исполнения расходов, установленных бюджетной росписью, в значительной степени обусловлен неполным использованием в 2014 году межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на реализацию мероприятий по созданию и развитию единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.
В соответствии с частью 2.1 статьи 50 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в 2014-2018 годах реализация мероприятий по модернизации здравоохранения в части создания и функционирования федерального центра обработки данных, а также создания временной площадки федерального центра обработки данных, создания, внедрения, развития и функционирования федеральных прикладных компонентов единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения осуществляется за счет остатков средств, образовавшихся по состоянию на 1 января очередного финансового года в федеральном бюджете в результате неполного использования средств, предоставленных в 2012 году из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в федеральный бюджет в виде межбюджетных трансфертов в соответствии с частью 12.1 статьи 50 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ. По состоянию на 1 января 2014 года остаток составлял 3 576,8 млн. рублей. С 1 января 2014 года по 31 декабря 2014 года по государственным контрактам было оплачено 715,4 млн. рублей. Фактически сложившиеся остатки по состоянию на 1 января 2015 года в объеме 2 861,4 млн. рублей используются в 2015 году на те же цели (пункт 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Динамика расходов федерального бюджета по разделу "Здравоохранение" в 2012 - 2014 годах характеризуется следующими данными:
Наименование раздела |
Исполнение расходов федерального бюджета (млн. рублей) |
Доля в общем объеме исполнения расходов федерального бюджета (%) |
||||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
613 822,7 |
501 979,4 |
535 535,4 |
4,8 |
3,8 |
3,6 |
Анализ представленных данных показывает, что фактические расходы федерального бюджета по разделу "Здравоохранение" в 2014 году уменьшились по сравнению с 2012 годом на 12,8%, а доля в структуре фактических расходов федерального бюджета уменьшилась соответственно с 4,8% до 3,6%.
Расходы федерального бюджета по разделу 09 и его подразделам в 2014 году исполнены в следующих объемах:
(млн. руб.) | |||
Наименование |
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" |
Кассовое исполнение |
Кассовое исполнение в % к Федеральному закону |
1 |
2 |
3 |
4 |
480 804,6 |
535 535,4 |
111,4 |
|
256 938,6 |
275 209,1 |
107,1 |
|
81 349,3 |
112 797,1 |
138,7 |
|
38 914,3 |
38 632,3 |
99,3 |
|
Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов |
6 792,1 |
6 841,4 |
100,7 |
15 247,7 |
17 491,5 |
114,7 |
|
19 576,1 |
16 820,1 |
85,9 |
|
61 986,5 |
67 744,0 |
109,3 |
Особенностью федерального бюджета на 2014-2016 годы является то, что он впервые был принят в программной классификации расходов на основе утвержденных Правительством Российской Федерации в 2012 - 2013 годах государственных программ.
Одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета Правительством Российской Федерации в Государственную Думу представлен сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ.
О ходе реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"
Государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения" утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 294 (далее - государственная программа "Развитие здравоохранения"). В 2014 году изменения в показатели государственной программы "Развитие здравоохранения" не вносились.
Федеральным законом от 02.12.2013 N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" на реализацию государственной программы "Развитие здравоохранения" утверждены бюджетные ассигнования на 2014 год в сумме 357 154,2 млн. рублей.
В ходе исполнения федерального бюджета в 2014 году бюджетные ассигнования по государственной программе "Развитие здравоохранения" скорректированы и характеризуются следующими данными:
млн. рублей | |||
Бюджетные ассигнования, утвержденные Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" в редакции от: |
Уточненная |
Изменения всего |
|
357 154,2 |
360 088,7 |
410 801,1 |
(+) 53 647,0 |
За 2014 год законодательно утвержденный объем бюджетных ассигнований по данной программе в результате внесенных изменений увеличился на сумму 53 647,0 млн. рублей.
Наиболее значимыми являются следующие изменения:
(+) 30 479,7 млн. рублей - на финансовое обеспечение набора социальных услуг отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 17.06.1999 N 178-ФЗ и пунктом 33 части 2 статьи 23 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (в рамках подпрограммы "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи");
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона N 178-ФЗ следует читать как "17.07.1999"
(+) 24 409,5 млн. рублей за счет иных межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования - на финансовое обеспечение оказания федеральными государственными учреждениями медицинской помощи, включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования (в рамках подпрограммы "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации").
Кассовое исполнение государственной программы "Развитие здравоохранения" по источникам ресурсного обеспечения в 2014 году характеризуется следующими данными:
Наименование государственной программы Российской Федерации |
Расходы (тыс. руб.) |
||||
Источники ресурсного обеспечения |
Плановое значение* |
Сводная бюджетная роспись на 31.12.2014 |
Кассовое исполнение (Фактические расходы) |
% исполнения к сводной бюджетной росписи |
|
всего |
1 039 153 485,69 |
- |
1 063 640 843,24 |
- |
|
федеральный бюджет |
357 154 180,60 |
410 801 145,80 |
405 048 752,41 |
98,6% |
|
консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации |
681 999 305,09 |
- |
658 592 090,83 |
96,6% |
* В части расходов федерального бюджета - согласно утвержденной версии государственной программы
По состоянию на 31.12.2014 бюджетные ассигнования федерального бюджета по сводной бюджетной росписи составили 410 801,1 млн. рублей, кассовое исполнение в 2014 году составило 405 048,7 млн. рублей, или 98,6% к показателям сводной бюджетной росписи на отчетную дату. Фактические расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составили 658 592,1 млн. рублей, или 96,6% к плановым значениям. Доля средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в общем объеме средств, использованных в 2014 году, составляет 61,9%.
Фактические расходы консолидированного бюджета Российской Федерации на государственную программу "Развитие здравоохранения" в целом в 2014 году составили 1 063 640,8 млн. рублей.
Исполнение расходов федерального бюджета по государственной программе "Развитие здравоохранения" и ее подпрограммам характеризуются следующими данными:
млн. рублей | |||||
Наименование |
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" |
Уточненная роспись |
Исполнение |
% исполнения к: |
|
Закону |
уточненной росписи |
||||
Государственная программа "Развитие здравоохранения" |
360 088,7 |
410 801,1 |
405 048,8 |
112,5 |
98,6 |
Подпрограмма "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи" |
71 679,8 |
102 920,8 |
102 055,9 |
в 1,4 раза |
99,2 |
Подпрограмма "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации" |
147 538,2 |
157 573,5 |
157 144,1 |
106,5 |
99,7 |
Подпрограмма "Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины" |
27 818,0 |
23 793,5 |
23 229,7 |
83,5 |
97,6 |
Подпрограмма "Охрана здоровья матери и ребенка" |
7 453,6 |
9 928,2 |
9 928,2 |
133,2 |
100,0 |
Подпрограмма "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям" |
10 336,7 |
10 034,1 |
9 997,3 |
96,7 |
99,6 |
Подпрограмма "Кадровое обеспечение системы здравоохранения" |
4 370,5 |
4 838,7 |
4 838,4 |
110,7 |
100,0 |
Подпрограмма "Развитие международных отношений в сфере охраны здоровья" |
501,8 |
706,9 |
706,8 |
в 1,4 раза |
100,0 |
Подпрограмма "Экспертиза и контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья" |
22 037,0 |
24 575,6 |
24 505,8 |
111,2 |
99,7 |
Подпрограмма "Медико-санитарное обеспечение отдельных категорий граждан" |
56 091,6 |
59 948,3 |
59 334,1 |
105,8 |
99,0 |
Подпрограмма "Управление развитием отрасли" |
12 261,4 |
16 481,6 |
13 308,5 |
108,5 |
80,7 |
В 2014 году исполнение расходов федерального бюджета по государственной программе "Развитие здравоохранения" осуществляли 23 главных распорядителей бюджетных средств. Основная доля финансового обеспечения реализации мероприятий государственной программы "Развитие здравоохранения" приходится на Минздрав России (63,4% показателя сводной росписи) и ФМБА России (12,2%).
В сводном годовом докладе о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ, подготовленном Минэкономразвития России (далее - сводный годовой доклад), эффективность реализации государственной программы "Развитие здравоохранения" оценивается следующими показателями:
Наименование государственной программы Российской Федерации |
Ответственный исполнитель государственной программы Российской Федерации |
Степень достижения целевых показателей государственной программы Российской Федерации |
Степень реализации контрольных событий государственной программы Российской Федерации |
Уровень кассового исполнения расходов федерального бюджета |
Степень эффективности |
Минздрав России |
98,2% |
98,7% |
98,60% |
98,5% |
Таким образом, эффективность реализации государственной программы "Развитие здравоохранения" в 2014 году составила 98,5%, что соответствует уровню "Высокая эффективность реализации". Вместе с тем следует отметить целый ряд недостатков в ее реализации.
По данным Счетной палаты Российской Федерации, изложенным в заключении на отчет об исполнении федерального бюджета за 2014 год от 31.08.2015 N ЗСП-174/16-10, неисполненные назначения по государственной программе "Развитие здравоохранения" составили 5 752,3 млн. рублей, в том числе: 864,9 млн. рублей - по подпрограмме 1 "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи", 429,4 млн. рублей по подпрограмме 2 "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, медицинской эвакуации", 3 173,1 млн. рублей - по подпрограмме Г "Управление развитием отрасли".
Исполнение расходов федерального бюджета по государственной программе "Развитие здравоохранения" не в полном объеме связано, прежде всего, с отсутствием утвержденной проектно-сметной документации по ряду строек и объектов, экономией, сложившейся по результатам проведения конкурсных процедур, поэтапной оплатой работ в соответствии с условиями заключенных государственных контрактов, оплатой работ "по факту" на основании актов выполненных работ.
Согласно сводному годовому докладу не достигнуты плановые значения по 14 из 95 показателей. Особую обеспокоенность Комитета вызывает не достижение контрольных показателей по снижению смертности: "Смертность от всех причин (на 1000 населения)" (план - 12,8; факт - 13,1), "Смертность от дорожно-транспортных происшествий (на 100 тыс. населения)" (план - 13,5; факт - 14), "Смертность от новообразований (в том числе от злокачественных) (на 100 тыс. населения)" (план - 199,4; факт - 201,1).
Высокотехнологичная медицинская помощь в 2014 году оказана 715 616 больным, что на 210 616 человек, или на 41,7% больше, чем в 2013 году (505 000 человек).
В Заключении Счетной палаты Российской Федерации по Министерству здравоохранения Российской Федерации по результатам внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и бюджетной отчетности за 2014 год от 05.06.2015 N ЗКМ-86/12-03 приводятся следующие данные.
В 2014 году Минздравом России были заключены соглашения о предоставлении субсидий с 63 субъектами Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств, возникающих при оказании высокотехнологичной медицинской помощи. Освоение субсидий составило менее 100% по 12 субъектам Российской Федерации.
Счетная палата Российской Федерации отмечает существенное не достижение предусмотренных соглашениями значений показателя результативности (объем высокотехнологичной медицинской помощи, оказанной в 2014 году, человек) по ряду субъектов Российской Федерации.
Так, субсидия бюджету города Москвы была перечислена в полном объеме - 318,8 млн. рублей и освоена на 100 %. При этом фактически было пролечено 12 599 человек при плановом показателе 13 490 человек, т.е. на 891 человек меньше установленного соглашением. Показатель результативности - 93,5%.
Субсидия бюджету Свердловской области была перечислена в полном объеме - 156,1 млн. рублей и освоена на 100%. Фактически пролечено 7667 человек при плановом показателе 8059 человек, т.е. на 392 человек меньше установленного соглашением.
Субсидия бюджету Тюменской области была перечислена в полном объеме - 91,3 млн. рублей и освоена на 96,6%. Фактически пролечено 5944 человек при плановом показателе 6081 человек, т.е. на 187 человек меньше.
По соглашениям о предоставлении субсидий на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, освоение средств составило 26,3% в Забайкальском крае, 33,9% - в Калужской области, 41,0% - в Московской области, 19,5% - в Тверской области. Как и в предыдущие годы основными причинами неполного освоения средств явились: длительный процесс организации централизованных закупок медицинского оборудования, нарушение сроков поставки и ввода в эксплуатацию медицинского оборудования поставщиками.
Освоение субсидий на финансирование мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями субъектами Российской Федерации составило 100% только по 2 субъектам Российской Федерации - Республике Дагестан и Краснодарскому краю, менее 50% - по 7 субъектам Российской Федерации, в том числе: Москва - освоение субсидии составило 6,7%, Калмыкия - 9,5%. Калужская область - 42,2%. Магаданская область - 33,5%. Саратовская область - 14,5%. Ростовская область - 40,7%. Еврейская автономная область - 11,4%. По информации, представленной субъектами Российской Федерации, в большинстве случаев имело место невыполнение поставщиками оборудования требований условий контрактов.
Освоение субсидий на реализацию отдельных мероприятий государственной программы "Развитие здравоохранения" составило менее 100% по 28 субъектам Российской Федерации.
Реализация мероприятий в области лекарственного обеспечения граждан
В 2014 году по направлению "Оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов" субъектам Российской Федерации перечислены субвенции в сумме 29 901,5 млрд. рублей (98,1% от показателя уточненной росписи).
Объем иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации в 2014 году составил 14 000,0 млн. рублей на реализацию отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения.
По направлению расходов "Мероприятия в рамках национального календаря профилактических прививок" осуществлены централизованные закупки на сумму 10 017,4 млн. рублей. Это составило 97,7% к показателю бюджетной росписи в результате экономии по результатам проведения конкурсных процедур. Расходы в рамках национального календаря профилактических прививок возросли в 1,7 раза в сравнении с 2013 годом (5 823,7 млн. рублей).
При этом Счетной палатой Российской Федерации в заключении от 05.06.2015 N ЗКМ-86/12-03 высказан ряд замечаний:
"Анализ формирования потребности в вакцине для профилактики пневмококковых инфекций показал, что субъектами Российской Федерации заявки формировались без учета кратности вакцинации и ревакцинации, а также переходящего остатка на 1 квартал 2015 года.
Следует отметить, что заявки формировались субъектами Российской Федерации произвольно, в основном, без привязки к числу родившихся в 2013 году детей. При этом Минздравом России заявки субъектов Российской Федерации не корректировались, потребность регионов не проверялась".
В 2014 году централизованные закупки лекарственных препаратов, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей (далее - "7 нозологий"), осуществлены в сумме 44 612,1 млн. рублей, что составляет 100,8% к законодательно утвержденному показателю, 99,9% к показателю бюджетной росписи и 122,6% к уровню 2013 года (36,38 млрд. рублей).
Счетной палатой Российской Федерации в заключении от 05.06.2015 N ЗКМ-86/12-03 указывается, что за 2014 год число больных, нуждающихся в высокозатратных лекарственных препаратах по "7 нозологиям" возросло на 15 634 человек, при этом финансирование на 2015 год сократилось на 158,9 млн. рублей и составляет 44 118,9 млн. рублей (2014 год - 44 277,9 млн. рублей в соответствии с законодательно утвержденным показателем).
По данным Счетной палаты Российской Федерации выборочный анализ документов, представляемых субъектами Российской Федерации к защите заявок регионов по централизованной закупке лекарственных препаратов по "7 нозологиям" показал, что в 2014 году имелись факты списания лекарственных препаратов рядом субъектов Российской Федерации (Республика Тыва - 1 031,7 тыс. рублей; Орловская область - 239,1 тыс. рублей; Мурманская область - 21 055,6 тыс. рублей; Курская область - 2 463,6 тыс. рублей; Белгородская область - 311,6 тыс. рублей, Калининградская область - 28 289,9 тыс. рублей), что свидетельствует о недостаточном контроле со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных подразделений Росздравнадзора за эффективным использованием дорогостоящих лекарственных препаратов.
В 2014 году субъектам Российской Федерации выделены иные межбюджетные трансферты:
- 14 061,6 млн. рублей - на финансовое обеспечение закупок антивирусных препаратов для профилактики и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов B и C;
- 160,0 млн. рублей - на реализацию мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции и гепатитов B и C;
- 3 550,57 млн. рублей - на реализацию мероприятий на финансовое обеспечение закупок антибактериальных и противотуберкулезных лекарственных препаратов (второго ряда), применяемых при лечении больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя, и диагностических средств для выявления, определения чувствительности микобактерии туберкулеза и мониторинга лечения больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя;
- 1 090,27 млн. рублей - на осуществление организационных мероприятий по обеспечению лиц лекарственными препаратами, предназначенными для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей.
По данным Счетной палаты Российской Федерации, изложенным в заключении от 05.06.2015 N ЗКМ-86/12-03, в результате выборочного анализа государственных контрактов, заключенных в субъектах Российской Федерации за счет иных межбюджетных трансфертов на закупку лекарственных препаратов, выявлен значительный разброс цен на закупку одного и того же лекарственного препарата между субъектами Российской Федерации при сопоставимых условиях закупки (включая количество закупаемых лекарственных препаратов). Так, противовирусный препарат Ламивудин был закуплен в 2014 году Минздравом России по цене 121,2 рубля за единицу, а в Курганской области - по цене 1380,0 рублей.
В 2014 году из федерального бюджета бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования направлено 28 550,0 млн. рублей (100%) на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов.
Совокупные расходы консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов по разделу "Здравоохранение" в 2014 году составили 2 532,7 млрд. рублей, что на 9,2% превышает уровень 2013 года (2 318 млрд. рублей). Вместе с тем доля государственных расходов на здравоохранение в ВВП осталась на уровне 2013 года - 3,5%.
О ходе реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013-2020 годы"
Государственная программа Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013-2020 годы" (далее - Государственная программа N 20) утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 305. В течение 2014 года в Государственную программу N 20 изменения не вносились.
Федеральным законом 02.12.2013 N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" на реализацию Государственной программы N 20 утверждены бюджетные ассигнования на 2014 год в сумме 14 654,0 млн. рублей.
За 2014 год законодательно утвержденный объем бюджетных ассигнований по данной программе уменьшен на сумму 297,8 млн. рублей. По состоянию на 31.12.2014 бюджетные ассигнования по сводной бюджетной росписи составили 14 356,2 млн. рублей.
Согласно сводному годовому докладу кассовое исполнение Государственной программы N 20 по источникам ресурсного обеспечения в 2014 году характеризуется следующими данными:
Наименование государственной программы Российской Федерации |
Расходы (тыс. руб.) |
||||
Источники ресурсного обеспечения |
Плановое значение* |
Сводная бюджетная роспись на 31.12.2014 |
Кассовое исполнение (Фактические расходы) |
% исполнения к сводной бюджетной росписи |
|
"Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013-2020 годы" |
всего |
25 489 214,00 |
- |
22 861 006,00 |
- |
федеральный бюджет |
14 654 044,7 |
14 356 207,40 |
13 487 736,70 |
93,95 % |
|
юридические лица |
11 133 006,60 |
- |
9 373 269,30 |
84,2 % |
* В части расходов федерального бюджета - согласно утвержденной версии государственной программы
Общие расходы на Государственную программу N 20 в 2014 году составили 22 861,0 млн. рублей.
Кассовое исполнение федерального бюджета по Государственной программе N 20 в 2014 году составило 13 487,7 млн. рублей. (93,95 % от сводной бюджетной росписи). Неисполненные назначения федерального бюджета составили 868,5 млн. рублей, что обусловлено прежде всего нарушением подрядными организациями сроков исполнения и иных условий контрактов.
Фактические расходы юридических лиц в 2014 году составили 9 373,3 млн. рублей, или 84,2% от прогнозной оценки расходов юридических лиц, что свидетельствует о низком уровне финансирования мероприятий Государственной программы N 20 за счет средств организаций.
В заключении Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2014 год от 31.08.2015 NЗСП-174/16-10 отмечается, что "Минпромторг России как государственный заказчик не имеет соответствующих механизмов, способствующих выполнению условий по привлечению внебюджетных средств в объеме, предусмотренном заключенными договорами и государственными контрактами, что, в свою очередь, отражается на эффективности и своевременности реализации мероприятий, а также на достижении целевых показателей.
_при заключении договоров реальная финансовая способность юридических лиц выполнять установленный уровень софинансирования не учитывается. Принимая во внимание направленность государства на последовательное увеличение доли ресурсного обеспечения программных мероприятий за счет средств юридических лиц, в целях минимизации негативного влияния на реализацию мероприятий ФЦП необходимо принять меры по управлению финансовыми рисками и регламентировать взаимоотношения сторон, возникающие при предоставлении бюджетных средств.".
В 2014 году исполнение расходов федерального бюджета по Государственной программе N 20 осуществляли 6 главных распорядителей бюджетных средств. Основная доля финансового обеспечения приходится на Минпромторг России (77,8% показателя сводной бюджетной росписи) и Минобрнауки России (14,4%).
В 2014 году в рамках Государственной программы N 20 организованно производство лекарственных препаратов с мощностью выпуска до 4 млн упаковок в год и налажен выпуск 5 наименований инновационных лекарственных препаратов, разработаны 3 радиофармацевтических препарата. Также проведены необходимые исследования и выпущены опытно-промышленные партии 12 инновационных лекарственных препаратов для лечения социально значимых заболеваний, в том числе гепатита С, ВИЧ/СПИД, онкологических заболеваний, сахарного диабета, шизофрении. Кроме того, в отчетном периоде получены охранные документы на промышленные образцы, полезные модели, секреты производства (ноу-хау) - всего 195 объектов интеллектуальной собственности, а также разработано 11 практико-ориентированных образовательных модулей. Созданные центры разработки и производства инновационных и импортозамещающих лекарственных средств мирового уровня "Генериум", "ХимРар" и "Биокад".
В сводном годовом докладе эффективность реализации Государственной программы N 20 оценивается следующими показателями:
Наименование государственной программы Российской Федерации |
Ответственный исполнитель государственной программы Российской Федерации |
Степень достижения целевых показателей государственной программы Российской Федерации |
Степень реализации контрольных событий государственной программы Российской Федерации |
Уровень кассового исполнения расходов федерального бюджета |
Степень эффективности |
"Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013-2020 годы" |
Минпромторг России |
97,1% |
100,0% |
93,95% |
97,0% |
Таким образом, по оценке Минэкономразвития России, эффективность реализации Государственной программы N 20 в 2014 году составила 97,0%, что соответствует уровню "Эффективность реализации выше среднего уровня".
По оценке Счетной палаты, степень эффективности реализации Государственной программы N 20 соответствует уровню "низкая эффективность госпрограммы" (уровень выполнения всех показателей (индикаторов) государственной программы и входящих в ее состав подпрограмм и ФЦП составляет 84,9%, уровень выполнения контрольных событий по детальным планам-графикам - 75,4%, уровень кассового исполнения к сводной бюджетной росписи - 94,0%, прирост дебиторской задолженности и объемов незавершенного строительства за 2014 год составляет 1,5% кассовых расходов по государственной программе).
Эффективность Государственной программы N 20 оценивалась по 36 индикаторам и показателям. Плановое значение достигнуто или перевыполнено - 28, не достигнуто - 6. По 2 показателям отсутствуют фактические отчетные данные.
В сводном годовом докладе в части Государственной программы N 20 Минпромторгу России рекомендовано дополнительно проработать с Росстатом вопрос о корректировке методики расчета показателей данной государственной программы в целях представления официальной информации до 1 марта года, следующего за отчетным, и включения ее в уточненный годовой отчет, а также принять меры по достижению плановых значений целевых показателей (индикаторов) Государственной программы N 20 и минимизации рисков невыполнения мероприятий, которые характеризуются этими показатели (индикаторами).
Комитет Государственной Думы по охране здоровья отмечает следующие недостатки в исполнении федерального бюджета в 2014 году:
1. По государственной программе Российской Федерации "Развитие здравоохранения" неисполненные назначения федерального бюджета составили 5 752,3 млн. рублей. Не достигнуты плановые значения по 14 из 95 контрольных показателей, в том числе по таким ключевым показателям, как: "Смертность от всех причин (на 1000 населения)", "Смертность от дорожно-транспортных происшествий (на 100 тыс. населения)", "Смертность от новообразований (в том числе от злокачественных)".
2. Целым рядом субъектов Российской Федерации не достигнуты предусмотренные соглашениями целевые показатели использования субсидий на софинансирование расходных обязательств; возникающих при оказании высокотехнологичной медицинской помощи гражданам, связанных с реализацией мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями; связанных с реализацией мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.
3. Не использованные остатки субсидий субъектам Российской Федерации на реализацию мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями увеличились на 301,8 млн. рублей (с 3 090,2 млн. рублей на 01.01.2014 до 3 392,0 млн. рублей на 01.01.2015).
4. Имели место недостатки при планировании потребности в лекарственных препаратах и иммунобиологических лекарственных препаратах при организации централизованных закупок.
5. По государственной программе Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013-2020 годы" неисполненные назначения федерального бюджета составили 868,5 млн. рублей. Не достигнуты плановые значения по 6 из 36 контрольных показателей. По 2 показателям отсутствуют фактические отчетные данные. Отсутствуют механизмы, направленные на выполнение условий по привлечению внебюджетных средств в объеме, предусмотренном заключенными договорами и государственными контрактами.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает проект федерального закона N 847442-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2014 год" с учетом высказанных замечаний.
Заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 4 сентября 2015 года (протокол N 90).
Председатель Комитета |
С.В. Калашников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.