Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 6
Внести в Федеральный закон от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 17, ст. 1755; 2011, N 27 ст. 3880; 2013, N 27 ст. 3459, 3477) следующие изменения:
1) часть 2 статьи 1 изложить в следующей редакции:
"2. Положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, на которые возложено исполнение функций опекуна или попечителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.";
2) в статье 2:
а) пункт 1 после слов "при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны)" дополнить словами ", организации, на которые возложено исполнение функций опекуна,";
б) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2) попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители), организации, на которые возложено исполнение функций попечителя, обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным, а также подопечным, дееспособность которых ограничена вследствие психического расстройства, содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять таких подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, и имеют иные права и обязанности, предусмотренные статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации;";
в) дополнить пунктами 6 и 7 следующего содержания:
"6) помещение под надзор - устройство гражданина, нуждающегося в опеке или попечительстве, для постоянного или временного проживания в образовательную организацию, медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги, или иную организацию, которая осуществляет присмотр и уход за ним и обеспечивает предоставление ему образовательных, медицинских, социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, и в случаях, установленных законом, исполняет в его отношении функции опекуна или попечителя;
7) организация, исполняющая функции опекуна или попечителя, - организация, на которую актом органа опеки и попечительства возложено исполнение функций опекуна или попечителя в соответствии с настоящим Федеральным законом.";
3) часть 2 статьи 3 дополнить предложением следующего содержания:
"Нормы настоящего Федерального закона о возложении функций опекуна или попечителя на организацию, их исполнении и прекращении исполнения организацией применяются к установлению, осуществлению и прекращению опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами в части, не противоречащей Семейному кодексу Российской Федерации.";
4) пункт 1 статьи 5 изложить в следующей редакции:
"1) свободное принятие функций опекуна или попечителя и свободный отказ от них гражданином или организацией, на которую может быть возложено исполнение функций опекуна или попечителя;";
5) пункт 2 части 1 статьи 7 изложить в следующей редакции:
"2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, организаций, исполняющих функции опекуна или попечителя, а также организаций, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане;";
6) в части 1 статьи 8:
а) пункт 2 после слов "о признании подопечного дееспособным" дополнить словами "или об отмене ограничения дееспособности";
б) пункт 4 после слов "деятельностью организаций," дополнить словами "исполняющих функции опекуна или попечителя, и";
в) пункт 9 после слов "раздельное проживание" дополнить словами "опекунов и";
г) дополнить пунктами 14 и 15 следующего содержания:
"14) исполнение функций опекуна или попечителя в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;
15) сбор и учет информации, поступающей от граждан, их родителей, иных лиц в соответствии со статьями 13, 13.1 и 15.2 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.";
7) статью 10 изложить в следующей редакции:
"Статья 10. Порядок определения лиц, имеющих право быть опекунами или попечителями
1. Гражданину, нуждающемуся в опеке или попечительстве, назначается опекун или попечитель. Требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя, устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации, а при установлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетних граждан также Семейным кодексом Российской Федерации.
2. В целях получения сведений о личности предполагаемого опекуна или попечителя орган опеки и попечительства вправе требовать от гражданина, подавшего заявление о назначении его опекуном или попечителем, предоставления сведений о себе, а также запрашивать информацию о нем в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и иных организациях. Орган опеки и попечительства вправе требовать предоставления только той информации о гражданине, которая позволит установить его способность исполнять обязанности опекуна или попечителя. Перечень документов, предоставляемых гражданином, подавшим заявление о назначении его опекуном или попечителем, и сроки их предоставления определяются Правительством Российской Федерации.
3. Документы и информация, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваются органами опеки и попечительства в указанных органах и организациях, если такие документы и информация не были представлены самостоятельно гражданином, подавшим заявление о назначении его опекуном или попечителем.
4. Документы или копии документов и иная необходимая для установления опеки или попечительства информация предоставляются по требованию органов опеки и попечительства безвозмездно.
5. Сведения о личности предполагаемого опекуна или попечителя, полученные органом опеки и попечительства, относятся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных к персональным данным граждан (физических лиц).
6. Лица, определенные в заявлении, поданном в орган опеки и попечительства в соответствии со статьей 13 и частью 3 статьи 13.1 настоящего Федерального закона, а также определяемые в соответствии с частью 6 статьи 13.1 настоящего Федерального закона имеют преимущественное право быть опекунами или попечителями перед всеми другими лицами. Организации, определенные в порядке, предусмотренном настоящей частью, не имеют преимущественного права перед гражданами быть опекунами или попечителями несовершеннолетнего гражданина.
7. Бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, совершеннолетние братья и сестры совершеннолетнего подопечного, совершеннолетние братья и сестры его родителей, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры, отчим (мачеха) несовершеннолетнего подопечного, совершеннолетние братья и сестры его родителей имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами, за исключением лиц, указанных в части 6 настоящей статьи.
8. Функции опекуна или попечителя в отношении гражданина, нуждающегося в опеке или попечительстве, возлагаются на организацию, в которую такой гражданин не помещается под надзор, в соответствии со статьей 10.1 настоящего Федерального закона в случае, если такому гражданину опекун или попечитель не назначен и не имеется граждан, выразивших желание стать его опекунами или попечителями, а также если эта организация выбрана самим гражданином, нуждающимся в опеке или попечительстве, или иными лицами в соответствии со статьями 13 и 13.1 настоящего Федерального закона или опекун или попечитель не может исполнять все функции опекуна или попечителя.
9. Функции опекуна или попечителя в отношении гражданина, нуждающегося в опеке или попечительстве, возлагаются на организацию, в которую гражданин помещается под надзор, в соответствии со статьей 10.1 настоящего Федерального закона в случае, если такому гражданину опекун или попечитель не назначен, отсутствуют граждане, выразившие желание стать его опекунами или попечителями, и исполнение функций опекуна или попечителя в отношении этого гражданина не возложено на иную организацию, а также если организация выбрана самим гражданином, нуждающимся в опеке или попечительстве, или иными лицами в соответствии со статьями 13 и 13.1 настоящего Федерального закона или опекун или попечитель, иная организация, исполняющая функции опекуна или попечителя, не могут исполнять все функции опекуна или попечителя.
10. Если гражданину, нуждающемуся в опеке или попечительстве, опекун или попечитель не назначен и исполнение функций опекуна или попечителя в отношении этого гражданина не возложено на организацию в соответствии с настоящей статьей, функции опекуна или попечителя исполняет орган опеки и попечительства, указанный в части 3 статьи 11 настоящего Федерального закона.
11. Функции опекуна или попечителя в отношении одного подопечного исходя из его интересов и в целях наилучшей и всесторонней реализации прав и обеспечения интересов подопечного могут осуществляться несколькими опекунами или попечителями и (или) организациями, исполняющими функции опекуна или попечителя, и (или) органом опеки и попечительства в случае, если несколько опекунов или попечителей, организаций, исполняющих функции опекуна или попечителя, выбраны гражданином, нуждающимся в опеке или попечительстве, или иными лицами в соответствии со статьями 13 и 13.1 настоящего Федерального закона, или при невозможности всесторонней реализации прав и обеспечения интересов подопечного ранее назначенным опекуном или попечителем, организацией, исполняющей функции опекуна или попечителя.
12. Назначение нескольких опекунов или попечителей, возложение исполнения функций опекуна или попечителя на несколько организаций, а также исполнение таких функций опекуном или попечителем, организацией совместно с органом опеки и попечительства осуществляются с согласия лиц, выразивших желание исполнять функции опекуна или попечителя, и ранее назначенных опекунов или попечителей, организаций, исполняющих функции опекуна или попечителя, на совместное исполнение этих функций.
13. Орган опеки и попечительства при отказе организации, в которую гражданин помещен под надзор и которая исполняет в его отношении функции опекуна или попечителя, от совместного с другими лицами исполнения функций опекуна или попечителя вправе назначить опекунов или попечителей и (или) возложить исполнение функций опекуна или попечителя на иные организации для исполнения ими функций опекуна или попечителя совместно с организацией, в которую гражданин помещен под надзор, а также может предусмотреть свое участие в исполнении таких функций. В акте о назначении нескольких опекунов или попечителей и (или) о возложении функций опекуна или попечителя на организации и (или) об участии органа опеки и попечительства в исполнении таких функций в этом случае орган опеки и попечительства обязан:
указать причины, по которым принято решение о совместном исполнении функций опекуна или попечителя несколькими лицами при отказе организации, в которую гражданин помещен под надзор, от совместного с другими лицами исполнения функций;
возложить на одного из исполнителей функций опекуна или попечителя исполнение всех прав и обязанностей опекуна или попечителя, а на остальных исполнителей - отдельные права и обязанности по представительству, защите прав и законных интересов подопечного, обеспечению его надлежащими условиями жизнедеятельности, уходом, по содействию в своевременном получении им медицинской помощи, по развитию (восстановлению) способности гражданина, ограниченного в дееспособности вследствие психического расстройства или признанного недееспособным, понимать значение своих действий или руководить ими, а в отношении несовершеннолетнего подопечного - также обязанности по его обучению и воспитанию в соответствии с частью 3 статьи 15.1 настоящего Федерального закона.
14. Совместное исполнение функций опекуна или попечителя, в том числе организациями, органом опеки и попечительства, осуществляется в соответствии со статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Акт органа опеки и попечительства о назначении нескольких опекунов или попечителей и (или) о возложении функций опекуна или попечителя на организации и (или) об участии органа опеки и попечительства в исполнении таких функций, а также документы, подтверждающие полномочия исполнителей функций опекуна или попечителя, должны содержать сведения о совместном исполнении функций опекуна или попечителя, при необходимости - сведения об особенностях совместного исполнения указанных функций, а также сведения о месте жительства подопечного (пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации), определяемом в соответствии с частью 6 статьи 15.1 настоящего Федерального закона.
15. Одно и то же физическое лицо может быть опекуном или попечителем только одного гражданина. Орган опеки и попечительства при необходимости исходя из интересов подопечных может назначить одно и то же физическое лицо опекуном или попечителем нескольких подопечных. В акте о назначении такого лица опекуном или попечителем второго и следующих подопечных орган опеки и попечительства обязан указать причины, по которым опекуном или попечителем не может быть назначено другое лицо. В случае возникновения противоречий между интересами подопечных одного и того же опекуна или попечителя при осуществлении им законного представительства орган опеки и попечительства обязан назначить каждому из подопечных временного представителя для разрешения возникших противоречий.
16. Организация исполняет функции опекуна или попечителя как правило в отношении нескольких граждан. В случае возникновения противоречий между интересами подопечных орган опеки и попечительства обязан назначить каждому из подопечных временного представителя для разрешения возникших противоречий.
17. Передача несовершеннолетних братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам (как физическим, так и юридическим) не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам этих детей.
18. Орган опеки и попечительства до вынесения решения о назначении опекуна или попечителя или возложении функций опекуна или попечителя на организацию обязан установить наличие или отсутствие заявлений, указанных в статьях 13, 13.1, 15.2 настоящего Федерального закона, поданных в органы опеки и попечительства по предыдущим местам жительства лица, нуждающегося в установлении опеки или попечительства.";
8) дополнить статьей 10.1 следующего содержания:
"Статья 10.1. Организации, исполняющие функции опекуна или попечителя
1. Функции опекуна или попечителя могут исполняться следующими организациями:
1) образовательной организацией, медицинской организацией, организацией, оказывающей социальные услуги, или иной организацией, одной из целей деятельности которой является осуществление функций опекуна или попечителя и в которую гражданин, нуждающийся в опеке или попечительстве, помещается под надзор;
2) образовательной организацией, медицинской организацией, организацией, оказывающей социальные услуги, одной из целей деятельности которой является осуществление функций опекуна или попечителя, в которую гражданин, нуждающийся в опеке или попечительстве, не помещается под надзор;
3) некоммерческой организацией, основной целью деятельности которой является осуществление функций опекуна или попечителя, и не являющейся образовательной или медицинской организацией, организацией, оказывающей социальные услуги, или организацией, в которую гражданин, нуждающийся в опеке или попечительстве, может быть помещен под надзор.
2. Организация может исполнять функции опекуна или попечителя в отношении всех категорий граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве, или их отдельных групп, в том числе: несовершеннолетние, не достигшие четырнадцати лет, несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, граждане, ограниченные в дееспособности по основаниям, предусмотренным статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, недееспособные граждане,.
Нумерация частей приводится в соответствии с источником
4. Организация может исполнять функции опекуна или попечителя самостоятельно или совместно с другими опекунами или попечителями в соответствии со статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
5. Организация может исполнять все функции опекуна или попечителя или отдельные права и обязанности опекуна или попечителя в соответствии с частью 3 статьи 15.1 настоящего Федерального закона.
6. Организация может исполнять функции опекуна или попечителя безвозмездно или возмездно в соответствии с настоящим Федеральным законом.
7. При исполнении организацией функций опекуна или попечителя ее работники действуют в соответствии с порядком исполнения организацией функций опекуна или попечителя, утверждаемым организацией, и их должностными полномочиями. Указанные работники, непосредственно привлекаемые к исполнению функций по опеке и попечительству, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к личности опекуна или попечителя Гражданским кодексом Российской Федерации, а при осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетних граждан - также Семейным кодексом Российской Федерации, а также иметь профессиональную или иную подготовку, порядок проведения и требования к которой определяет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, и не могут непосредственно участвовать в оказании образовательных, медицинских, социальных услуг подопечным организации в соответствии с трудовыми обязанностями.
8. Исполнение функций опекуна или попечителя не может быть возложено на организацию, если она ранее была отстранена от исполнения таких функций по основаниям, предусмотренным в пунктах 2, 3 части 7 статьи 29 настоящего Федерального закона, или ее руководитель был руководителем организации, ранее отстраненной по указанным основаниям от исполнения функций опекуна или попечителя, в период совершения соответствующих нарушений прав и законных интересов подопечных.
9. Правительство Российской Федерации устанавливает:
требования к организациям, желающим исполнять функции опекуна или попечителя, включая перечень существенных условий, регулируемых во внутренних документах организации и обеспечивающих надлежащее исполнение указанных функций;
требования к работникам, непосредственно привлекаемым к исполнению функций организации по опеке и попечительству;
порядок возложения функций опекуна или попечителя на организацию;
порядок ведения учета организаций, на которые может быть возложено исполнение функций опекуна или попечителя, и организаций, исполняющих функции опекуна или попечителя, а также их руководителей, в том числе перечень документов, предоставляемых организацией в орган опеки и попечительства, и порядок их предоставления.";
9) статью 11 изложить в следующей редакции:
"Статья 11. Назначение опекунов и попечителей, возложение исполнения функций опекуна или попечителя
1. Опека и попечительство устанавливаются в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, а в отношении несовершеннолетних граждан также в случаях, предусмотренных Семейным кодексом Российской Федерации.
2. Опекун или попечитель назначается, а исполнение функций опекуна или попечителя возлагается на организацию с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, в течение месяца со дня, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над таким лицом. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна или попечителя или месту нахождения организации, на которую возлагаются функции опекуна или попечителя.
3. В случае, предусмотренном в части 10 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязанности опекуна или попечителя исполняет орган опеки и попечительства по месту выявления или временного устройства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства. В отношении несовершеннолетнего гражданина орган опеки и попечительства исполняет указанные обязанности со дня выявления в соответствии со статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации факта отсутствия родительского попечения.
4. Основанием возникновения отношений между опекуном или попечителем, организацией, исполняющей функции опекуна или попечителя, и подопечным является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, возложении исполнения указанных функций. В акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, возложении функций опекуна или попечителя может быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя, организации, исполняющей функции опекуна или попечителя, определяемый периодом или указанием на наступление определенного события. Типовая форма акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя или о возложении исполнения функций опекуна или попечителя на организацию утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
5. Акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, возложении функций опекуна или попечителя или об отказе в назначении опекуна или попечителя, в возложении функций опекуна или попечителя может быть оспорен заинтересованными лицами в судебном порядке.
6. Временное пребывание подопечного в образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях получения медицинских, социальных, образовательных или иных услуг либо в целях обеспечения проживания подопечного, не прекращает права и обязанности опекуна или попечителя в отношении подопечного.
7. Временная передача ребенка, помещенного под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, в соответствии со статьей 155.2 Семейного кодекса Российской Федерации не освобождает указанную организацию от исполнения функций опекуна или попечителя.
8. Вред, причиненный личности подопечного или его имуществу вследствие неисполнения или несвоевременного исполнения органом опеки и попечительства обязанности по назначению опекуна или попечителя, возложению исполнения функций опекуна или попечителя на организацию подлежит возмещению на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством. Вред, причиненный несовершеннолетним или недееспособным гражданином в течение периода, когда в соответствии с частью 3 настоящей статьи орган опеки и попечительства исполнял обязанности опекуна или попечителя, подлежит возмещению на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.";
10) статью 12 изложить в следующей редакции:
"Статья 12. Предварительные опека и попечительство
1. В случаях, если в интересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, орган опеки и попечительства вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя, возложении функций опекуна или попечителя (акт о предварительных опеке или попечительстве), в том числе при отобрании ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, на основании статьи 77 Семейного кодекса Российской Федерации и нецелесообразности помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Опекуном или попечителем в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, может быть временно назначен совершеннолетний дееспособный гражданин, а в отношении совершеннолетних граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве, исполнение функций опекуна или попечителя может быть также возложено на организацию, указанную в пунктах 2, 3 части 1 статьи 10.1 настоящего Федерального закона, поставленную на учет в качестве организации, на которую может быть возложено исполнение функций опекуна или попечителя. Принятие акта о предварительных опеке или попечительстве допускается при условии предоставления гражданином, выразившим желание быть опекуном или попечителем, документа, удостоверяющего личность, а также обследования органом опеки и попечительства условий его жизни. Проведение предварительной проверки сведений о личности опекуна или попечителя в соответствии с частями 4 и 5 статьи 10 настоящего Федерального закона не требуется.
3. В целях своевременного установления предварительных опеки или попечительства орган опеки и попечительства обращается с предложениями об установлении предварительных опеки или попечительства к гражданам, указанным в частях 6 и 7 статьи 10 настоящего Федерального закона, к гражданам, учет которых ведется в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, а также к организациям, указанным в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 10.1 настоящего Федерального закона, поставленным на учет в качестве организаций, на которые может быть возложено исполнение функций опекуна или попечителя.
4. Временно назначенные опекун или попечитель, организация, временно исполняющая функции опекуна или попечителя, обладают всеми правами и обязанностями опекуна или попечителя, за исключением права распоряжаться имуществом подопечного от его имени (давать согласие на совершение подопечным сделок по распоряжению его имуществом).
5. Предварительные опека или попечительство прекращаются, если до истечения шести месяцев со дня принятия акта о временном назначении опекуна или попечителя, временном возложении функций опекуна или попечителя временно назначенный опекун или попечитель не будет назначен опекуном или попечителем, а на организацию, исполняющую временно функции опекуна или попечителя, не будут возложены соответствующие функции в общем порядке. При наличии исключительных обстоятельств указанный срок может быть увеличен до восьми месяцев. В случае, если орган опеки и попечительства в установленный срок в общем порядке назначил опекуном или попечителем лицо, исполнявшее обязанности в силу предварительных опеки или попечительства, или возложил исполнение функций опекуна или попечителя на организацию, исполнявшую временно функции опекуна или попечителя, права и обязанности опекуна или попечителя считаются возникшими с момента принятия акта о временном назначении опекуна или попечителя, временном возложении функций опекуна или попечителя.";
11) статью 13 изложить в следующей редакции:
"Статья 13. Определение и назначение опекунов или попечителей в отношении несовершеннолетних граждан по заявлению их родителей, а также по заявлению самих несовершеннолетних граждан
1. Родитель или родители несовершеннолетнего гражданина совместно могут подать в орган опеки и попечительства заявление о назначении такому гражданину опекуна или попечителя, возложении функций опекуна или попечителя на организацию на период, когда по уважительным причинам они не смогут исполнять свои родительские обязанности, с указанием конкретных лиц и организаций или предпочтений в их отношении. В акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, о возложении функций опекуна или попечителя на организацию по заявлению родителей должен быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя, организации.
2. Родитель или родители несовершеннолетнего гражданина совместно вправе определить такому гражданину на случай своей смерти опекуна или попечителя (опекунов или попечителей), организацию, исполняющую функции опекуна или попечителя, или указать предпочтения в их отношении.
3. В отношении несовершеннолетнего гражданина, достигшего возраста четырнадцати лет, попечитель может быть назначен и (или) исполнение функций попечителя может быть возложено на организацию по заявлению такого несовершеннолетнего гражданина, поданному на случай возникновения оснований для установления над ним попечительства или после их возникновения с указанием конкретного лица, организации или предпочтений в их отношении.
4. Заявление о предполагаемых опекуне или попечителе, организации, исполняющей функции опекуна или попечителя, подается в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка. Заявление родителя (родителей) об определении на случай своей смерти ребенку опекуна или попечителя, организации, исполняющей функции опекуна или попечителя, должно быть собственноручно подписано родителем (родителями) с указанием даты составления этого заявления. Подлинность подписи родителя должна быть удостоверена руководителем органа опеки и попечительства либо в случаях, когда родитель не может явиться в орган опеки и попечительства, в нотариальном порядке либо организацией, в которой родитель работает или обучается, товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющим управление многоквартирным домом, управляющей организацией по месту жительства родителя, администрацией учреждения социальной защиты населения, в котором родитель находится, медицинской организации, в которой родитель находится на излечении, а также командиром (начальником) соответствующих воинских части, соединения, учреждения, военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, если заявление подает военнослужащий, работник этих воинских части, соединения, учреждения, военно-учебного заведения. Подпись родителя, находящегося в местах лишения свободы, удостоверяется начальником соответствующего места лишения свободы. Родитель (родители) вправе отменить или изменить поданное заявление об определении на случай своей смерти ребенку опекуна или попечителя, организации, исполняющей функции опекуна или попечителя, путем подачи нового заявления в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка.
5. В случаях, предусмотренных частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, при назначении опекуна или попечителя должны быть соблюдены требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя частью 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, а при возложении исполнения функций опекуна или попечителя на организации - требования, предъявляемые к организациям, на которые могут быть возложены функции опекуна или попечителя, статьей 10.1 настоящего Федерального закона.
6. Орган опеки и попечительства принимает акт об отказе в назначении опекуном или попечителем лица, в возложении исполнения функций опекуна или попечителя на организацию, указанных родителем или родителями несовершеннолетнего гражданина либо самим несовершеннолетним гражданином, достигшим возраста четырнадцати лет, только в случае, если такое назначение или возложение противоречит гражданскому законодательству или семейному законодательству либо интересам ребенка.";
12) дополнить статьей 13.1 следующего содержания:
"Статья 13.1. Определение и назначение опекунов или попечителей в отношении совершеннолетних граждан по заявлению самих совершеннолетних граждан или с учетом информации об их предпочтениях
1. В отношении совершеннолетнего гражданина, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, орган опеки и попечительства назначает опекуна или попечителя, а на организацию возлагает исполнение функций опекуна или попечителя по заявлению такого гражданина с указанием конкретных лиц, в том числе организаций, или его предпочтений в отношении таких лиц.
2. Орган опеки и попечительства обязан разъяснить совершеннолетнему гражданину, нуждающемуся в установлении над ним опеки или попечительства, в доступной для него форме право на подачу заявления о личности опекуна или попечителя и об организации, исполняющей функции опекуна или попечителя. Если гражданин не способен по своему состоянию подать такое заявление, орган опеки и попечительства принимает меры по выяснению его мнения о личности опекуна или попечителя и организации, исполняющей функции опекуна или попечителя. При разъяснении права на подачу заявления и выяснении мнения гражданина, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, орган опеки и попечительства знакомит гражданина в доступной для него форме с заявлениями о личности опекуна или попечителя и об организации, исполняющей функции опекуна или попечителя, поданными им самим, его родителями, опекунами, попечителями, в том числе прежними, организациями, исполняющими или исполнявшими в отношении гражданина функции опекуна или попечителя, иными лицами, в соответствии с частью 4 настоящей статьи. При необходимости в целях выяснения мнения подопечного орган опеки и попечительства, опекун, организация, исполняющая функции опекуна, привлекает специалистов.
3. Совершеннолетний гражданин независимо от нуждаемости в установлении над ним опеки или попечительства может подать заявление о предполагаемых опекунах или попечителях, организациях, исполняющих функции опекуна или попечителя, или предпочтениях в отношении таких лиц на случай возникновения оснований для установления в отношении него опеки или попечительства.
4. Родитель совершеннолетнего гражданина, его опекун, попечитель, в том числе прежние, организации, исполняющие или исполнявшие в отношении гражданина функции опекуна или попечителя, иные лица, оказывающие или оказывавшие гражданину услуги и добросовестно исполнявшие свои обязанности, могут подать заявление о предполагаемых опекунах или попечителях, организациях, исполняющих функции опекуна или попечителя, или предпочтениях в отношении таких лиц на случай возникновения оснований для установления в отношении такого гражданина опеки или попечительства или на период, когда они не смогут исполнять обязанности опекуна или попечителя. Лица, оказывающие или оказывавшие гражданину услуги, в заявлении о предполагаемом опекуне или попечителе, организации, исполняющей функции опекуна или попечителя, указывают факты и обстоятельства, послужившие основанием для подачи такого заявления, включая описание услуг, которые они оказывают или оказывали гражданину, основания их оказания с приложением подтверждающих документов при их наличии, описание фактов и обстоятельств, позволяющих определить предпочтения гражданина, в отношении которого подается заявление, относительно опекунов или попечителей, организаций, исполняющих функции опекуна или попечителя.
5. Заявления о предполагаемых опекунах или попечителях, организациях, исполняющих функции опекуна или попечителя, подаются в орган опеки и попечительства по месту жительства гражданина, в отношении опекунов или попечителей которого делается заявление, в порядке, установленном частью 4 статьи 13 настоящего Федерального закона.
6. При отсутствии заявления совершеннолетнего гражданина, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, или невозможности установления его мнения о личности опекуна или попечителя и организации, исполняющей функции опекуна или попечителя, опекун или попечитель такого гражданина может быть назначен и (или) исполнение функций опекуна или попечителя может быть возложено на организацию, исполняющую функции опекуна или попечителя, по заявлению о предполагаемых опекунах или попечителях, организациях, исполняющих функции опекуна или попечителя, или о предпочтениях в отношении таких лиц, поданному в соответствии с частью 4 настоящей статьи родителями совершеннолетнего гражданина, его опекунами, попечителями, в том числе прежними, организациями, исполняющими или исполнявшими в отношении гражданина функции опекуна или попечителя, иными лицами, оказывающими или оказывавшими гражданину услуги и добросовестно исполнявшими свои обязанности.
7. В случаях, предусмотренных частями 1, 3 и 4 настоящей статьи, при назначении опекуна или попечителя должны быть соблюдены требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя частью 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, а при возложении исполнения функций опекуна или попечителя на организации - требования, предъявляемые к организациям, на которые могут быть возложены функции опекуна или попечителя, статьей 10.1 настоящего Федерального закона.
8. Орган опеки и попечительства принимает акт об отказе в назначении опекуном или попечителем лица, в возложении исполнения функций опекуна или попечителя на организацию, указанных совершеннолетним гражданином или иными лицами в соответствии с частями 1, 3 и 4 настоящей статьи, только в случае, если такое назначение или возложение противоречит гражданскому законодательству либо интересам гражданина.";
13) в статье 14:
а) часть 1 после слов "заключается с опекуном или попечителем" дополнить словами ", организацией, исполняющей функции опекуна или попечителя";
б) часть 2 изложить в следующей редакции:
"2. Опека или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства устанавливается на основании акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно, или о возложении исполнения функций опекуна или попечителя на организацию, исполняющую свои функции возмездно.";
в) часть 3 изложить в следующей редакции:
"3. При установлении опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства права и обязанности опекуна или попечителя, организации, исполняющей функции опекуна или попечителя, по представительству и защите прав и законных интересов подопечного возникают со дня принятия органом опеки и попечительства акта, предусмотренного частью 2 настоящей статьи. Право опекуна или попечителя, организации, исполняющей функции опекуна или попечителя, на вознаграждение возникает с момента заключения договора об осуществлении опеки или попечительства. С учетом конкретных обстоятельств стороны вправе предусмотреть в договоре более ранний момент возникновения права на вознаграждение, но не ранее дня принятия органом опеки и попечительства указанного акта. Порядок и сроки заключения договора об осуществлении опеки или попечительства определяются Правительством Российской Федерации.";
г) часть 4 изложить в следующей редакции:
"4. При необоснованном уклонении органа опеки и попечительства от заключения договора об осуществлении опеки или попечительства опекун или попечитель вправе предъявить органу опеки и попечительства требования, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации. В этом случае суд вправе установить, что право опекуна или попечителя, организации, исполняющей функции опекуна или попечителя, на вознаграждение возникло со дня принятия акта, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.";
14) в статье 15:
а) часть 3 после слов "несовершеннолетних граждан" дополнить словами ", а также граждан, дееспособность которых ограничена вследствие психического расстройства,";
б) часть 5 изложить в следующей редакции:
"5. Опекуны и попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства подопечных, а также об их временном выбытии с места жительства на период более полугода и о месте пребывания подопечных в этот период не позднее дня, следующего за днем выбытия подопечных с места жительства. Организация, исполняющая функции опекуна или попечителя, обязана извещать орган опеки и попечительства об изменении существенных условий исполнения функций опекуна или попечителя, регулируемых организацией самостоятельно в соответствии с частью 5 статьи 10.1 настоящего Федерального закона, не позднее дня, следующего за днем принятия организацией решения об изменении указанных условий; о возникновении обстоятельств, препятствующих надлежащему исполнению функций опекуна или попечителя, не позднее дня, следующего за днем выявления организацией таких обстоятельств, а также о ликвидации такой организации - не позднее дня, следующего за днем принятия решения о ликвидации в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.";
в) дополнить частью 8 следующего содержания:
"8. Реализация и защита прав подопечного или помощь в реализации и защите его прав осуществляется опекуном или попечителем исходя из приоритета прав и свобод человека и гражданина, с учетом возраста подопечного, состояния его здоровья, его воли и предпочтений, имеющихся социальных навыков, возможностей самообслуживания и иных обстоятельств. Для обеспечения помощи в реализации и защите прав подопечного, осуществлении присмотра и ухода за ним опекуном или попечителем могут привлекаться иные лица, в том числе путем предоставления иными лицами социальных услуг подопечному в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании населения. Помещение подопечного под надзор или привлечение иных лиц к оказанию помощи подопечному в реализации и защите его прав, осуществлению присмотра и ухода за ним не освобождает опекуна или попечителя, организацию, исполняющую функции опекуна или попечителя, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, орган опеки и попечительства от исполнения обязанностей опекуна или попечителя иными способами в целях содействия реализации прав и законных интересов подопечного, охраны от злоупотреблений со стороны третьих лиц в период его пребывания в организации, в которую он помещен под надзор, или в период нахождения под присмотром иных лиц.";
15) дополнить статьей 15.1 следующего содержания:
"Статья 15.1. Совместное исполнение функций опекуна или попечителя
1. При исполнении функций опекунов или попечителей несколькими гражданами и (или) организациями, в том числе органом опеки и попечительства, в отношении одного подопечного каждый из назначенных опекунов или попечителей, организаций, исполняющих функции опекуна или попечителя, орган опеки и попечительства имеют права и несут обязанности опекуна или попечителя, предусмотренные законодательством Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
2. В целях наилучшей и всесторонней реализации прав и исполнения обязанностей опекуна или попечителя исполнители функций опекуна или попечителя могут распределить указанные права и обязанности между собой в порядке, установленном частью 4 настоящей статьи. Такое распределение прав и обязанностей не влияет на объем полномочий каждого из исполнителей функций опекуна или попечителя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Реализация прав и исполнение обязанностей каждым из опекунов или попечителей осуществляется самостоятельно по согласованию с другими исполнителями функций опекуна или попечителя. Исполнители функций опекуна или попечителя несут солидарную ответственность за вред, причиненный подопечному вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения функций опекуна или попечителя.
3. При необходимости в интересах подопечного отдельные права и обязанности по представительству, защите прав и законных интересов подопечного, обеспечению его надлежащими условиями жизнедеятельности, включая уход и присмотр за ним, по содействию в своевременном получении им медицинской помощи, по развитию (восстановлению) способности гражданина, ограниченного в дееспособности вследствие психического расстройства, или гражданина, признанного недееспособным, понимать значение своих действий или руководить ими, а в отношении несовершеннолетнего подопечного - также обязанностей по его обучению и воспитанию (отдельные права и обязанности опекуна или попечителя) могут быть возложены актом органа опеки и попечительства на отдельных исполнителей функций опекуна или попечителя. Такие опекуны или попечители исполняют возложенные на них права и обязанности по согласованию с другими исполнителями функций опекунов или попечителей и не несут ответственности за исполнение иных, не возложенных на них прав и обязанностей. Иные исполнители функций опекуна или попечителя несут солидарную ответственность за вред, причиненный подопечному вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения всех прав и обязанностей опекуна или попечителя.
4. Порядок реализации прав и обязанностей по опеке и попечительству несколькими исполнителями функций опекуна или попечителя, распределения между ними прав и обязанностей по представительству, защите прав и законных интересов подопечного, обеспечению подопечного надлежащими условиями жизнедеятельности, уходом, по управлению имуществом подопечного, содействию в своевременном получении им медицинской помощи, развитию (восстановлению) способности гражданина, ограниченного в дееспособности вследствие психического расстройства, или недееспособного гражданина понимать значение своих действий или руководить ими, а в отношении несовершеннолетнего подопечного - также обязанностей по его обучению и воспитанию, порядок разрешения возникающих между ними споров, а также порядок определения долей в праве регрессного требования исполнителя функций опекуна или попечителя, исполнившего обязательство по возмещению вреда, причиненного подопечному, к другим исполнителям функций опекуна и попечителя, определяется соглашением между всеми исполнителями функций опекуна или попечителя о совместном исполнении функций. Такое соглашение утверждается актом органа опеки и попечительства. Примерное соглашение об исполнении функций опекуна (попечителя) несколькими лицами, форма и порядок его заключения утверждаются Правительством Российской Федерации.
5. Письменное согласие всех исполнителей функций опекуна или попечителя в отношении одного подопечного требуется при решении следующих вопросов:
1) организация его жизнедеятельности (определение места проживания подопечного, порядка организации ухода и присмотра за ним, помещения под надзор, порядка реализации прав на образование, медицинскую помощь, реабилитацию, труд);
2) совершение сделок, иных действий или дача согласия на совершение сделок, иных действий, предусмотренных частью 1 статьи 21 настоящего Федерального закона;
3) представительство и защита прав и законных интересов подопечного в суде.
6. При совместном исполнении функций опекуна местом жительства подопечного признается место жительства опекуна, с которым подопечный постоянно или преимущественно проживает, или место нахождения организации, исполняющей функции опекуна, в которой подопечный постоянно или преимущественно проживает, а в случае раздельного проживания опекунов и подопечного и проживания подопечного не по месту нахождения организации, исполняющей в его отношении функции опекуна, - место жительства одного из опекунов или место нахождения организации, которая исполняет функции опекуна, по соглашению между ними, утверждаемому актом органа опеки и попечительства. Местом жительства подопечного не может быть признано место жительства опекуна или место нахождения организации, исполняющей функции опекуна, на которых возложены отдельные права и обязанности опекуна в соответствии с частью 3 настоящей статьи. В случае перемены места жительства подопечного в акт органа опеки и попечительства, содержащий в соответствии с частью 14 статьи 10 настоящего Федерального закона сведения о месте жительства подопечного, и документы, подтверждающие полномочия исполнителей функций опекуна или попечителя, вносятся соответствующие изменения.";
16) дополнить статьей 15.2 следующего содержания:
"Статья 15.2. Установление мнения и предпочтений подопечного
1. При установлении и осуществлении опеки и попечительства учет мнения или предпочтений подопечного осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Семейным кодексом Российской Федерации с предоставлением ему достаточной информации о рассматриваемом вопросе в доступной для него форме и исходя из имеющихся материальных и бытовых условий, личных, имущественных и иных интересов подопечного, состояния его здоровья, рекомендаций специалистов, необходимости обеспечения его безопасности, иных обстоятельств.
2. На случай возникновения оснований для установления опеки или попечительства либо изменения порядка осуществления функций опекуна или попечителя совершеннолетний гражданин, его родители, опекуны, попечители, в том числе бывшие, организации, исполняющие или исполнявшие в отношении гражданина функции опекуна или попечителя, иные лица, оказывавшие такому гражданину услуги и добросовестно исполнявшие свои обязанности, а также родители, опекуны, попечители, в том числе бывшие, несовершеннолетних граждан с ограниченными способностями к общению, а также организации, исполняющие или исполнявшие в отношении такого несовершеннолетнего гражданина функции опекуна или попечителя и добросовестно исполнявшие свои обязанности, вправе подать заявление о предпочтениях такого гражданина в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 13 настоящего Федерального закона. Такое заявление может быть подано относительно любых сторон жизни гражданина, в том числе доступных ему способов общения, условий жизнедеятельности. Лица, оказывающие или оказывавшие гражданину услуги, в заявлении о предпочтениях такого гражданина указывают факты и обстоятельства, послужившие основанием для подачи такого заявления, включая описание услуг, которые они оказывают или оказывали гражданину, основания их оказания с приложением подтверждающих документов при их наличии, описание фактов и обстоятельств, позволяющих определить предпочтения гражданина, в отношении которого подается заявление.
3. Орган опеки и попечительства при рассмотрении в суде дела о признании гражданина недееспособным или дееспособным, об ограничении дееспособности гражданина вследствие психического расстройства обязан установить наличие или отсутствие заявлений о предпочтениях гражданина, в отношении которого рассматривается дело, поданных в орган опеки и попечительства, в том числе по предыдущим местам жительства такого лица, в целях содействия суду в установлении доступных способов общения с ним.
4. Орган опеки и попечительства при установлении и (или) осуществлении опеки или попечительства над совершеннолетним гражданином, а также над несовершеннолетним гражданином с ограниченными способностями общения обязан установить наличие или отсутствие заявлений о предпочтениях такого гражданина, поданных в органы опеки и попечительства, в том числе по предыдущим местам жительства лица, нуждающегося в установлении опеки или попечительства.
5. Сведения, содержащиеся в заявлении о предпочтениях гражданина, нуждающегося в установлении опеки или попечительства, предоставляются гражданам и организациям, поставленным на учет в установленном законодательством порядке в качестве организаций, на которые может быть возложено исполнение функций опекуна или попечителя, опекунам, попечителям, организациям, на которые возложено исполнение функций опекуна или попечителя в отношении такого гражданина.
6. При исполнении функций опекуна в отношении недееспособного гражданина орган опеки и попечительства, опекун, организация, исполняющая функции опекуна, принимают меры по выяснению мнения подопечного по вопросам условий его жизнедеятельности, осуществления его прав, свобод, обязанностей. При необходимости в целях выяснения мнения подопечного орган опеки и попечительства, опекун, организация, исполняющая функции опекуна, привлекает специалистов. Орган опеки и попечительства оказывает содействие опекуну в выяснении мнения подопечного. При выяснении мнения орган опеки и попечительства, опекун, организация, исполняющая функции опекуна, знакомят недееспособного гражданина в доступной для него форме с заявлениями о предпочтениях, поданными им самим, его родителями, опекунами, попечителями, в том числе прежними, организациями, исполняющими или исполнявшими в отношении гражданина функции опекуна, иными лицами, в соответствии с частью 2 настоящей статьи.";
17) в статье 16:
а) часть 2 дополнить предложением следующего содержания: "При назначении одному лицу нескольких опекунов или попечителей порядок распределения вознаграждения, выплачиваемого за счет доходов от имущества подопечного, определяется органом опеки и попечительства, исходя из исполняемых каждым из опекунов или попечителей прав и обязанностей опекуна или попечителя, порядок распределения вознаграждения, выплачиваемого за счет третьих лиц, определяется третьими лицами, а за счет бюджетов субъектов Российской Федерации - в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.";
б) часть 4 дополнить предложением следующего содержания:
"Организация, исполняющая функции опекуна или попечителя, не вправе безвозмездно пользоваться жилым помещением, принадлежащим подопечному.";
18) часть 1 статьи 18 после слов "судом в дееспособности" дополнить словами "вследствие пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами";
19) часть 1 статьи 21 после слов "требуется также" дополнить словами "при совершении сделок, указанных в пункте 3 статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, и";
20) наименование и части 1, 2 и 3 статьи 22 после слов "судом в дееспособности" дополнить словами "вследствие пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами";
21) в статье 24:
а) часть 1 изложить в следующей редакции:
"1. Надзор за деятельностью опекунов и попечителей, организаций, исполняющих функции опекуна или попечителя, осуществляется органом опеки и попечительства по месту жительства подопечных либо, если опекуны или попечители назначены по их месту жительства, а исполнение функций опекуна или попечителя возложено на организации по месту их нахождения, органами опеки и попечительства по месту жительства опекунов или попечителей или месту нахождения организации, исполняющей функции опекуна или попечителя.";
б) часть 2 после слов "соблюдения опекунами и попечителями" дополнить словами ", организациями, исполняющими функции опекуна или попечителя,";
в) часть 3 дополнить словами ", организаций, исполняющих функции опекуна или попечителя.";
г) дополнить частью 5 следующего содержания:
"5. Орган опеки и попечительства обеспечивает лиц, находящихся под опекой и попечительством, информацией в доступной для них форме о способах обращения в орган опеки и попечительства.";
22) дополнить статьей 27.1 следующего содержания:
"Статья 27.1. Общественный контроль за деятельностью органов опеки и попечительства, опекунов и попечителей
1. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации образуют общественные комиссии для осуществления общественного контроля за установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами. Общественные комиссии формируются из представителей общественных организаций и граждан, обладающих высокой репутацией в сфере помощи нуждающимся в опеке и попечительстве несовершеннолетним гражданам, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, совершеннолетним гражданам с психическими расстройствами, гражданам, злоупотребляющим спиртными напитками или наркотическими средствами либо пристрастившимся к азартным играм. Порядок образования, работы общественных комиссий, права и обязанности общественных комиссий, членов общественных комиссий устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
2. Результаты осуществления общественного контроля подлежат обязательному рассмотрению уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и (или) уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с представлением результатов рассмотрения субъектам общественного контроля.";
23) статью 29 изложить в следующей редакции:
"Статья 29. Основания прекращения опеки и попечительства
1. Опека или попечительство прекращается:
1) в случае смерти опекуна или попечителя, ликвидации организации, исполняющей функции опекуна или попечителя, либо смерти подопечного;
2) по истечении срока действия акта о назначении опекуна или попечителя, о возложении исполнения функций опекуна или попечителя на организацию;
3) при освобождении либо отстранении опекуна или попечителя, организации, исполняющей функции опекуна или попечителя, от исполнения своих обязанностей;
4) в случаях, предусмотренных статьей 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.
2. Опека над детьми несовершеннолетних родителей прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, а также по достижении такими родителями возраста восемнадцати лет и в других случаях приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия.
3. Опекун, попечитель, организация, исполняющая функции опекуна или попечителя, могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей по их просьбе. Опекун или попечитель (за исключением организаций, исполняющих функции опекуна или попечителя) по его просьбе может быть освобожден от исполнения отдельных прав и обязанностей опекуна или попечителя, если такие права и обязанности не могут им исполняться по уважительным причинам и если это не противоречит интересам подопечного. Орган опеки и попечительства исполняет такие права и обязанности совместно с опекуном или попечителем в соответствии со статьей 15.1 настоящего Федерального закона и принимает меры по подбору опекуна, попечителя, организации, на которые может быть возложено исполнение таких прав и обязанностей совместно с опекуном или попечителем. Организация, исполняющая отдельные права и обязанности опекуна или попечителя в соответствии с частью 3 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, может быть освобождена от исполнения таких прав и обязанностей полностью или частично по ее просьбе.
4. Орган опеки и попечительства может освободить опекуна или попечителя, организацию, исполняющую функции опекуна или попечителя, от исполнения соответствующих обязанностей, в том числе временно, в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя, организации, исполняющей функции опекуна или попечителя.
5. Орган опеки и попечительства освобождает организацию, исполняющую функции опекуна или попечителя, от исполнения указанных функций в случае назначения ее подопечному опекуна или попечителя, который будет исполнять все функции опекуна или попечителя и не согласен на совместное с такой организацией исполнение функций опекуна или попечителя, если это не противоречит интересам подопечного.
6. Орган опеки и попечительства, если это не противоречит интересам подопечного, освобождает организацию, указанную в пунктах 1, 2 части 1 статьи 10.1 настоящего Федерального закона, исполняющую в отношении подопечного функции опекуна или попечителя и оказывающую ему образовательные, медицинские, социальные услуги, от исполнения функций опекуна или попечителя в случае возложения функций опекуна или попечителя на организацию, которая, не оказывая такие услуги подопечному, будет исполнять все функции опекуна или попечителя и не согласна на их совместное исполнение с организацией, исполнявшей их ранее.
7. Орган опеки и попечительства вправе отстранить опекуна или попечителя, организацию, исполняющую функции опекуна или попечителя, от исполнения возложенных на них обязанностей. Отстранение опекуна или попечителя, организации, исполняющей функции опекуна или попечителя, от исполнения возложенных на них обязанностей допускается в случае:
1) ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей;
2) нарушения прав и законных интересов подопечного, в том числе при осуществлении опеки или попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без необходимой помощи;
3) выявления органом опеки и попечительства фактов существенного нарушения опекуном или попечителем, организацией, исполняющей функции опекуна или попечителя, установленных федеральным законом или договором правил охраны имущества подопечного и (или) распоряжения его имуществом;
4) возникновения обстоятельств, препятствующих надлежащему исполнению функций опекуна или попечителя организацией, к которым относятся:
временный запрет деятельности организации в соответствии с законодательством об административных правонарушениях Российской Федерации;
наличие чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы), приводящих к невозможности надлежащего исполнения функций опекуна или попечителя;
выявление несоответствия организации или ее работников требованиям, установленным в соответствии с частью 9 статьи 10.1 настоящего Федерального закона, за исключением ухудшения существенных условий исполнения функций опекуна или попечителя, регулируемых организацией в соответствии с частью 9 статьи 10.1 настоящего Федерального закона.
8. В случаях, предусмотренных частями 3-7 настоящей статьи, права и обязанности опекуна или попечителя, организации, исполняющей функции опекуна или попечителя, прекращаются с момента принятия органом опеки и попечительства акта об освобождении опекуна или попечителя, организации, исполняющей функции опекуна или попечителя, от исполнения либо об их отстранении от исполнения возложенных на них обязанностей .
9. Акт органа опеки и попечительства об освобождении опекуна или попечителя, организации, исполняющей функции опекуна или попечителя, от исполнения возложенных на них обязанностей либо об их отстранении от исполнения возложенных на них обязанностей может быть оспорен лицом, в отношении которого он принят, в судебном порядке.";
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
25) часть 2 статьи 30 после слов "опекуна или попечителя" дополнить словами ", организации, исполнявшей функции опекуна или попечителя,";
26) статью 31 дополнить частью 3.1 следующего содержания:
"3.1. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации оказывают поддержку и содействуют развитию различных форм осуществления опеки и попечительства.".
<< Статья 5 Статья 5 |
Статья 7 >> Статья 7 |
|
Содержание Проект федерального закона N 879343-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.