Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в части выделения слабоалкогольных тонизирующих напитков в качестве самостоятельного объекта правового регулирования (далее - законопроект) разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина от 16 июня 2015 г. N Пр-1175 и направлен на выделение слабоалкогольных тонизирующих напитков в качестве самостоятельного объекта правового регулирования в целях реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по установлению ограничения розничной продажи такой продукции.
Серьезная опасность распространения слабоалкогольных тонизирующих напитков для населения нашей страны официально признана на высоком уровне, о чем свидетельствуют положения Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 2128-р: "Слабоалкогольные напитки производятся с вкусовыми и тонизирующими добавками, присущими традиционным безалкогольным прохладительным напиткам, и выпускаются в красочной упаковке, зачастую содержащей привлекательные для молодежи наименования и символику. Сведения о наличии в таких напитках содержания этилового спирта зачастую представлены не явно, что создает у потребителя ложное представление о них как о безалкогольных напитках. Кроме того, сочетание этилового спирта и тонизирующих веществ (в частности кофеина) в составе слабоалкогольных напитков ускоряет пристрастие населения, особенно молодежи, к алкогольной продукции. Потребление такой алкогольной продукции приводит к физиологической потребности ежедневного ее потребления".
Присутствие тонизирующих веществ, вкусовые особенности таких напитков влияют на характер алкогольного опьянения, снижают выраженность опьянения, что приводит к неадекватной оценке физического состояния, способствует утрате контроля за выпитым, ведет к повторному потреблению алкоголя. Вкус этилового спирта фактически скрывается кофеином, а также многочисленными химическими вкусовыми добавками и ароматизаторами, что подавляет защитные рвотные рефлексы организма, как реакции на этиловый спирт, а, в свою очередь, углекислый газ значительно усиливает состояние алкогольного опьянения.
В постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2009 N 46 "О надзоре за алкогольной продукцией" подчеркивается, что "сочетание алкоголя и тонизирующих веществ (например кофеина) в составе так называемых энергетических напитков, весьма популярных у молодежи в последнее время, в значительной степени усиливает энергетический обмен в организме, нарушая при этом ассимиляцию других жизненно важных макро- и микронутриентов. Следствием этого является ускорение привыкания к алкоголю. Кроме того, тонизирующие компоненты алкогольных напитков, вызывающие стимуляцию энергетического обмена, усиливают многократно риск токсического, мутагенного и канцерогенного действия алкоголя на человека".
Фруктовые вкусы и газирование маскируют вкус алкоголя и формируют у потребителя ощущение, что слабоалкогольный тонизирующий напиток практически ничем не отличается от обычных газированных неалкогольных энергетических напитков. В результате слабоалкогольный тонизирующий напиток постепенно заменяет обычные напитки и служит уже просто для утоления жажды.
Неподготовленный организм не сможет без последствий принять, например, 3 литра пива или 400 граммов водки, а четыре или пять баночек коктейля - запросто. Причем он проделывает это изо дня в день, из месяца в месяц. Так через небольшой промежуток времени формируется алкогольная зависимость. Поначалу психическая, а спустя короткое время - уже физическая.
Анализ рынка слабоалкогольных тонизирующих напитков показывает, что данный продукт, прежде всего, ориентирован на молодежную аудиторию. Более того, несмотря на законодательно установленный запрет на продажу любой алкогольной продукции несовершеннолетним, позиционирование слабоалкогольных тонизирующих напитков направлено именно на эту целевую аудиторию. Об этом можно судить по оформлению, дизайну тары, в которой распространяются эти напитки, по методам продвижения, по рекламе этой продукции.
В соответствии со статьей 16 действующей редакции Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
При этом полномочия по установлению ограничений розничной продажи отдельных видов алкогольной продукции у органов государственной власти субъектов Российской Федерации отсутствуют.
Статьей 1 законопроекта предполагается внесение изменений в статью 2 Федерального закона N 171-ФЗ в части дополнения ее понятием "слабоалкогольные тонизирующие напитки".
Указанное понятие гармонизировано с требованиями технического регламента Таможенного союза TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 880.
Законопроект наделяет полномочиями органы государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению ограничения времени, условий и мест розничной продажи слабоалкогольных тонизирующих напитков.
Законопроект наделяет правом органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать требования к минимальному размеру оплаченного уставного капитала (уставного фонда) для организаций, осуществляющих розничную продажу слабоалкогольных тонизирующих напитков - от 1 миллиона рублей до 3 миллионов рублей.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в части выделения слабоалкогольных тонизирующих напитков в качестве самостоятельного объекта правового регулирования
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в части выделения слабоалкогольных тонизирующих напитков в качестве самостоятельного объекта правового регулирования (далее - законопроект) не повлечет дополнительного расходования средств федерального бюджета, а также других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Полномочия, предусмотренные законопроектом, будут осуществляться уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах установленной предельной численности их работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных данным органом в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон мО государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Принятие законопроекта не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.