Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 876688-6 "О внесении изменения в статью 17 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
По общему правилу собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым акта и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (п. 2 ст. 209 ГК РФ). В то же время особая социальная значимость жилищного фонда обусловливает некоторые пределы осуществления права собственности на жилое помещение.
Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 1 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 2 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации функциональным назначением жилых помещений является проживание граждан.
Деятельность по оказанию гостиничных услуг может осуществляться лишь после перевода жилого помещения (или совокупности жилых помещений) в нежилое и оснащения указанного помещения оборудованием, необходимым для оказания потребителям услуг надлежащего качества: системой звукоизоляции номеров, средствами противопожарной безопасности, охранной сигнализацией, сейфами для принятия на хранение денег и драгоценностей, средствами для уборки и санитарной очистки номеров. Жилищный кодекс не исключает возможности перевода в нежилое помещение квартиры в многоквартирном дар) доме при условии, что такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми (п. 3 ст. 22).
Тем не менее, в настоящее время участились случаи использования жилых помещений в качестве средств временного размещения, т.н. "хостелов", мини-гостиниц, что, безусловно, ведет к нарушению жилищных прав других жителей домов, проживающих в смежных с "хостелами" жилых помещениях. Не меньший ущерб так называемые хостелы представляют домам, которые, в установленном законом порядке, были признаны объектами культурного наследия.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию от 23 октября 2014 года N 1393-ст утвержден и введен в действие с 1 января 2015 года ГОСТ Р 56184-2014 "Услуги средств размещения. Общие требования к хостелам" (далее - ГОСТ), которым установлены общие требования к хостелам, предназначенным для временного проживания гостей, и к предоставляемым в них услугам. В нарушение пункта 3 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации ГОСТ позволяет организовывать хостел в жилом помещении.
Предложенный проект федерального закона законодательно запрещает использовать жилые помещения в качестве гостиницы, иного средства временного размещения, а также предоставлять в них гостиничные услуги.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 17 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 17 Жилищного кодекса Российской Федерации" не предусматривает уменьшение или увеличение расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащего изменению в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 17 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 17 Жилищного кодекса Российской Федерации" не потребует принятия, признания утратившими силу, приостановления, изменения и дополнения в законодательные акты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.