Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 881467-6 "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" вводит понятия "Расширенной первой помощи" и "Первой помощи в особых случаях", а также регламентирует порядок ее оказания и порядок подготовки лиц, которые в соответствии с законодательством обязаны оказывать такую помощь. Данные изменения направлены на устранение правовой коллизии, когда сотрудники МЧС, МВД и других структур, имеющие профессиональную подготовку по оказанию первой помощи с применением спецоборудования и лекарственных средств (антидотов), не имеют права оказывать такую помощь вне зависимости от обстоятельств, так как не являются представителями медицинских организаций.
В настоящий момент для всех потенциальных участников оказания первой помощи предусмотрен равный объем оказания первой помощи. Однако есть группы участников оказания первой помощи (в том числе профессиональные контингенты МЧС России), которые должны быть подготовлены лучше, чем на уровне базовой первой помощи, или которые работают или могут оказаться в особых условиях, когда уровень базовой первой помощи будет недостаточен (в условиях удаленности от возможности получения медицинской помощи или на опасных производствах, где есть специфические факторы риска, требующие применения антидотов, и др.). Они должны быть подготовлены к оказанию первой помощи в расширенном объеме и (или) к оказанию первой помощи в особых условиях. В настоящее время, например, среди спасателей МЧС работает много врачей и фельдшеров, но они не могут использовать элементы медицинской помощи, т.к., согласно Федеральному закону N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинская помощь оказывается медицинскими организациями. Кроме того, пожарные и спасательные подразделения не имеют лицензии на оказание медицинской помощи. Поэтому уже подготовленные сотрудники не могут применить имеющиеся знания и навыки. В связи с этим предлагается ввести понятие расширенной первой помощи и помощи в особых случаях.
Расширенная первая помощь. В дополнение к базовому объему первой помощи могут выполняться действия с применением дополнительного оборудования, средств и устройств. Подготовка и оснащение расширенные, в соответствие с задачами и условиями оказания первой помощи, могут различаться для различных участников. Лекарственные препараты для оказания расширенной первой помощи не применяются.
Оказание помощи в особых случаях. Применение медикаментов или препаратов (антидотов) не входит в объем первой помощи (лица, не имеющие медицинского образования не должны назначать лекарства, это задача врача или фельдшера). Однако в особых условиях может потребоваться применение антидота, введение лекарственных препаратов или выполнение инвазивных мероприятий при отсутствии медицинского работника (при боевых действиях, катастрофах, условиях, когда оказание медицинской помощи (медицинским работником) невозможно вовсе или ее оказание отсрочено на длительное время. В этом случае для оказания первой помощи могут применяться средства и методики не применяемые для базовой и расширенной первой помощи, но необходимые для спасения пострадавшего или больного. При этом выполнение мероприятия по оказанию помощи может регламентироваться особой инструкцией, разработанной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, принятие данных поправок позволит повысить эффективность работы сотрудников спасательных служб, органов внутренних дел и др., по спасению жизни граждан, оказавшихся в жизнеугрожающих ситуациях вдали от учреждений здравоохранения. И в конечном итоге - сохранить множество жизней.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу законодательных актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.