Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 876581-6 "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Право детей на особую заботу и помощь со стороны их родителей провозглашено Всеобщей декларацией прав человека, а также Конвенцией о правах ребенка.
В статье 27 Конвенции о правах ребенка установлено, что государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.
Родитель (и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка.
Семейным кодексом Российской Федерации (далее - СК РФ) закреплено право только несовершеннолетних детей на получение алиментов. Достижение ребенком совершеннолетнего возраста является безусловным основанием прекращения алиментных обязательств родителей.
Судебной практикой подтверждено, что только в случае нетрудоспособности (недееспособность, инвалидность и т.д.) согласно ст. 85 СК РФ на родителей может быть возложена обязанность по содержанию совершеннолетнего ребенка, нуждающегося в помощи.
Вместе с тем, на практике 18-летие ребенка не определяет его финансовой самостоятельности. Одному из родителей сложно сохранить прежний уровень жизни ребенка в случаях продолжения им очной формы обучения.
Совершеннолетний ребенок нуждается в поддержке родителей, если он еще не получил образование необходимого ему уровня.
Конституцией Российской Федерации (статья 38) закреплено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
Однако на практике конституционная обязанность родителей заботиться о детях не всегда реализуется обоими родителями добровольно.
Данные судебной статистики свидетельствуют о том, что на протяжении последних трех лет количество дел о взыскании алиментов на детей возрастает. Так, если в 2012 году судами и мировыми судьями окончено производством 318 763 дела, то в 2013 году - 323 601 дело, а в 2014 году - 328 714 дел.
В связи с чем, один родитель, воспитывающий ребенка, после его совершеннолетия не всегда способен обеспечить тот же уровень его обучения.
В некоторых зарубежных странах совершеннолетие ребенка также не влияет на обязанность родителя по алиментированию и предусматривает выплату алиментов после достижения ребенком 18-летнего возраста. В случае, если ребенок продолжает обучение, алиментная обязанность родителей сохраняется до окончания его обучения.
Так, в законодательстве Чехии предусматривается возможность выплаты алиментов детям, достигшим 18-летнего возраста, в случае продолжения ими обучения либо до обретения ими финансовой независимости.
Законодательство Бельгии также предусматривает выплату алиментов после достижения ребенком 18-летнего возраста. В случае если ребенок продолжает обучение, алиментная обязанность родителей сохраняется до окончания его обучения.
В России государство оказывает поддержку родителям, воспитывающим детей очной формы обучения в возрасте до 24 лет.
Об этом свидетельствуют положения о льготе по уплате налога. Согласно ст. 218 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый вычет производится не только на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, но и на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет. Только после вступления учащегося в брак предоставление стандартного налогового вычета родителю в этом случае не производится.
В связи с этим представляется целесообразным внести ряд дополнений и изменений в СК РФ, которые повысят гарантии детей на получение алиментов от родителей до завершения очной формы обучения.
Предлагается дополнить СК РФ новой статьей 85.1., в соответствии с которой установить право нуждающихся в помощи детей в возрасте от 18 до 24 лет, обучающихся по очной форме в образовательных учреждениях, на алименты от родителей, обладающих необходимыми средствами, подлежащих уплате в судебном порядке.
Соответствующее дополнение необходимо внести в абзац второй п. 2 ст. 120, определяющей основания прекращения выплаты алиментов, взыскиваемых в судебном порядке в отношении детей в возрасте от 18 до 24 лет.
Законопроектом предлагается исключить период нахождения обучающегося в академическом отпуске, который согласно приказу Минобрнауки России от 13.06.2013 N 455 может предоставляться обучающемуся по медицинским показаниям, семейным и иным обстоятельствам на период до 2 лет.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Расходные обязательства субъектов Российской Федерации также не возникнут.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.