Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 881225-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время на территории Российской Федерации происходит активизация деятельности организаций по привлечению денежных средств или иного имущества физических лиц, при котором выплата дохода и (или) предоставление иной выгоды лицам, чьи денежные средства и (или) иное имущество привлечены ранее, осуществляются за счет привлеченных денежных средств и (или) иного имущества иных физических лиц и (или) юридических лиц при отсутствии инвестиционной и (или) иной законной предпринимательской или иной деятельности, связанной с использованием привлеченных денежных средств и (или) иного имущества в объемах, сопоставимых с объемами привлеченных денежных средств и (или) иного имущества (далее - "финансовые пирамиды").
Для таких организаций характерны отсутствие лицензии на осуществление деятельности по привлечению денежных средств, собственного капитала и других активов, достоверной информации о финансовом положении, а также массированная реклама в средствах массовой информации, сети "Интернет" с обещанием возможности получения дохода или иной выгоды, в несколько раз превышающей рыночный уровень.
Деятельность таких организаций оказывает негативное влияние на российский финансовый рынок и может повлечь потерю денежных средств значительной части населения. Кроме того, деятельность "финансовых пирамид" подрывает доверие граждан к финансовым инструментам и имеет негативный социально-экономический эффект.
Первая волна "финансовых пирамид" появилась в начале 1990-х годов, когда миллионы россиян впервые стали вкладывать средства в ценные бумаги.
По данным МВД России, в 2014 году в Российской Федерации осуществляло деятельность более 160 организаций, имеющих признаки "финансовых пирамид", от противоправной деятельности которых пострадало более 9 тысяч граждан, и сумма причиненного ущерба составила 1,7 млрд. рублей. В связи с наличием уже причиненного ущерба было возбуждено более 200 уголовных дел по статье 159 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Несмотря на угрозы, которые "финансовые пирамиды" несут для социально-экономической стабильности общества, действующее законодательство Российской Федерации не содержит каких-либо форм запрета на создание и функционирование "финансовых пирамид".
Положениями законопроекта вносятся изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) с целью введения административной ответственности за организацию, а равно осуществление лицом деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества физических лиц и (или) юридических лиц, при которой выплата дохода и (или) предоставление иной выгоды лицам, чьи денежные средства и (или) иное имущество привлечены ранее, осуществляются за счет привлеченных денежных средств и (или) иного имущества иных физических лиц и (или) юридических лиц при отсутствии инвестиционной и (или) иной законной предпринимательской или иной деятельности, связанной с использованием привлеченных денежных средств и (или) иного имущества в объемах, сопоставимых с объемами привлеченных денежных средств и (или) иного имущества, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, а равно публичное распространение информации, в том числе с использованием средств массовой информации и (или) информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", о привлекательности участия в указанной деятельности и (или) содержащей призыв к участию в такой деятельности.
Помимо высокой общественной опасности и угроз, которые "финансовые пирамиды" несут для социально-экономической стабильности общества, необходимо обратить внимание на специфику их функционирования, заключающуюся в том, что развитие подобных структур возможно только при условии проведения активной рекламной кампании по привлечению денежных средств физических лиц, а также на имеющую место практику вовлечения лиц, вложивших свои средства в "финансовую пирамиду", в деятельность по привлечению новых вкладчиков.
Учитывая существующую, как правило, значительную материальную заинтересованность самих вкладчиков в привлечении новых участников в "финансовые пирамиды" (процентные платежи, зависящие от количества привлеченных вкладчиками новых участников и внесенных ими средств), максимальный размер административного штрафа для граждан, установленный статьей 3.5 КоАП (5 тыс. рублей), представляется недостаточным для пресечения указанной деятельности.
В связи с этим в целях установления административных санкций, имеющих значимый демотивирующий эффект, а также в большей степени соответствующих масштабам последствий, наступающих вследствие организации "финансовых пирамид" для экономики и общества, законопроектом устанавливается административный штраф в размере от 5 тыс. рублей до 1 млн. рублей.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Положения законопроекта направлены на достижение целей подпрограммы 7 "Эффективное функционирование финансовых рынков, банковской, страховой деятельности, схем инвестирования и защиты пенсионных накоплений" государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 320, в части выработки и реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере финансовых рынков и повышения доступности и качества финансовых услуг для населения.
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" предусмотрено пунктом 7.14 плана реализации государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2014 г. N 1105-р.
Реализация федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.