Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 887446-6 "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные федеральные законы"
Досье на проект федерального закона
I. С 15 сентября 2015 г. административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций подлежат рассмотрению в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) районными судами. Указанные дела возбуждаются посредством предъявления административного искового заявления.
В данном проекте федерального закона предлагается ввести в КАС РФ такую упрощенную форму производства по делам о взыскании обязательных платежей и санкций, как судебный приказ.
Необходимость принятия данного федерального закона обусловлена значительным увеличением количества обращений в суды налоговых органов с требованиями, возникающими из нарушений налогового законодательства, которые в большинстве случаев имеют бесспорный характер и не требуют проведения развернутого судебного разбирательства.
Так, в 2014 году судами общей юрисдикции и мировыми судьями рассмотрено 2 772 650 дел по требованиям налоговых органов. А за 6 месяцев 2015 года количество дел уже составило 2 341 490. При этом около 98 процентов дел данной категории являются бесспорными и рассмотрены с вынесением судебного приказа.
Положения законопроекта учитывают специфику административного судопроизводства и отвечают его задачам по обеспечению доступности правосудия и своевременного рассмотрения административных дел. Так, в отличие от ГПК РФ проект возлагает на контрольный орган обязанность вручить гражданину копии заявления о вынесении судебного приказа и приложенных к нему документов, как это в обязательном порядке предусмотрено в КАС РФ при обращении обладающего государственными или иными публичными полномочиями административного истца в суд с административным исковым заявлением (часть 7 статьи 125 КАС РФ).
В отличие от ранее действовавшего правового регулирования законопроект устанавливает срок, в течение которого копия приказа должна быть направлена должнику судом.
Указанные проектные нормы являются важнейшей гарантией соблюдения прав должника в приказном производстве, поскольку предоставляют ему право заявить возражения еще до вынесения судебного приказа, а суду, соответственно, установить, что требования не являются бесспорными и возвратить заявление. Данное регулирование в полной мере отвечает принципу процессуальной экономии.
Проектом предусматривается право должника подать возражения относительно исполнения судебного приказа в течение пятнадцати дней со дня направления его копии должнику. В случае, если в указанный срок должником не представлены возражения, взыскателю выдается судебный приказ для предъявления его к исполнению. Таким образом, законопроект разрешает существовавшую в судебной практике проблему, связанную с определением срока выдачи судебного приказа.
При этом проект предусматривает возможность отмены судебного приказа в случае пропуска срока подачи возражений относительно его исполнения, что является дополнительной гарантией соблюдения баланса публичных и частных интересов.
Законопроект также содержит требования к форме и содержанию заявления о вынесении судебного приказа, закрепляет основания для его возвращения, регламентирует порядок рассмотрения заявления и устанавливает содержание судебного приказа с учетом определенных КАС РФ особенностей рассмотрения административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций.
Наряду с учетом особенностей административного судопроизводства проект федерального закона сохраняет сложившийся в гражданском процессуальном законодательстве подход о возможности обжалования судебного приказа в кассационном порядке.
II. Статьей 2 законопроекта вносятся корреспондирующие изменения в Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации". Эти изменения позволяют председателю районного суда перераспределять нагрузку по данной категории дел между мировыми судьями одного судебного района.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные федеральные законы"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные федеральные законы" не потребует дополнительных финансовых средств, выделяемых за счет федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные федеральные законы"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные федеральные законы" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.