Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 887724-6 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в целях реализации положений Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р, в части стимулирования компаний к инновациям и развитию различных инструментов поддержки технологической модернизации, а также содействию инновационному развитию с помощью совершенствования использования всех инструментов экономического регулирования, в том числе налоговой политики.
Законопроектом предполагается внесение следующих изменений:
распространение налоговых льгот по доходам от операций по реализации или иного выбытия акций российских организаций (долей участия в уставном капитале российских организаций) на облигации российских организаций и инвестиционные паи;
сокращение срока владения физическим и юридическим лицом акциями и облигациями российских организаций, а также инвестиционными паями, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, для признания дохода от операций по их реализации не подлежащим налогообложению (облагаемым по налоговой ставке 0 процентов) с пяти лет до одного года.
Предлагаемые изменения будут действовать с момента вступления законопроекта в силу до 31 декабря 2022 г., после чего вступят в силу действующие в настоящее время нормы.
В настоящее время Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 395-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федераций и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) установлена возможность применения налоговой ставки 0 процентов по налогам на доходы физических лиц и на прибыль организаций по доходам, получаемым от реализации акций и долей участия в уставном капитале российских организаций, при условии владения ими налогоплательщиком на праве собственности или ином вещном праве более пяти лет.
Поскольку средняя продолжительность перехода проекта с одной стадии развития на другую составляет от одного года до двух лет, то 5-летний срок владения акциями инновационной компании не соответствует горизонту инвестирования на публичном фондовом рынке, что практически нивелирует стимулирующую функцию данной нормы.
Так, при инвестировании в инновационные компании снижение рисков инвестирования в ценные бумаги возможно в рамках процедур биржевого листинга и раскрытия информации. При этом существующий механизм, устанавливающий 5-летний срок владения такими бумагами, существенно снижает приток инвестиций в инновационные компании в отличие от традиционных секторов экономики.
По мнению участников рынка высокотехнологичных акций, таких как ОАО "Российская венчурная компания", некоммерческих партнерств "Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов" и "Национальная Лига управляющих", саморегулируемых организаций "Национальная фондовая ассоциация" и "Национальная ассоциация участников фондового рынка", введение льготы, предусматривающей снижение срока владения ценными бумагами на вещном праве или праве собственности с пяти лет до одного года на период до 2023 года, позволит обеспечить эффективный стимулирующий инструмент инвестирования в инновационную сферу и способствовать повышению спроса на инновационную продукцию у различного класса инвесторов, а также создать условия по улучшению инвестиционного климата, в том числе в условиях финансового кризиса.
Следует отметить, что в перечень ценных бумаг, на которые распространяется действие Федерального закона, не вошли облигации высокотехнологичных компаний, а также инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов, которые также относятся к инструментам развития высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики и являются источником финансирования инновационных проектов. При этом в отношении акций, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, Федеральным законом установлено, что такие акции должны являться акциями высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики.
После вступления законопроекта в силу будет уточнен порядок отнесения акций российских организаций, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к акциям инновационного сектора экономики, который утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 156. Его положения будут также распространены на облигации российских организаций и инвестиционные паи.
В период действия предусмотренных законопроектом льгот будет проанализирована динамика рынка ценных бумаг, обращающихся на публичном фондовом рынке, что позволит усовершенствовать действующий механизм. В то же время ограничение действия льгот по срокам будет способствовать активизации хозяйствующих субъектов в принятии инвестиционных решений.
Предлагаемые в законопроекте изменения позволят повысить степень инвестиционной активности и создать условия для развития инструментов поддержки и финансирования инновационных проектов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, но приведет к потере незначительного объема доходов консолидированных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Для определения возможных последствий произведен прогнозный расчет количества эмитентов (выпусков), выходящих на организованный рынок ценных бумаг в 2015 - 2017 годах и признанных ценными бумагами высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики, а также прирост их капитализации. При расчете использованы показатели средней доли различных типов инвесторов на организованном рынке ценных бумаг (в инновационном секторе): 50% составляют инвесторы - физические лица, 30% - инвесторы - юридические лица.
Расчет выпадающих доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов произведен на основании пункта 2 статьи 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым в бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов и налога на доходы физических лиц - по нормативу 85 процентов, а также на основании пункта 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым налоговая ставка по налогу на прибыль организаций устанавливается в размере 20 процентов. При этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в федеральный бюджет, а сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Предполагается, что в момент наступления права на получение льготы таковая будет востребована не более, чем 50% инвесторов с учетом следующего:
значительная часть инвесторов придерживается спекулятивных стратегий, осуществляя многократные сделки с ценными бумагами на бирже, и не ставит своей целью получение дохода от долгосрочного владения ценными бумагами;
значительная часть инвесторов, в том числе учредители компаний, принимают непосредственное участие в управлении компанией, оказывают влияние на ее развитие и не намерены отказываться от данных прав ввиду возможности получения налоговой льготы;
размер расчетной капитализации новых эмитентов в момент выхода на организованный рынок ценных бумаг в рамках соответствующего прогноза на 2016 - 2017 годы равен средней рыночной капитализации компаний, акции которых уже обращаются на бирже (в инновационном секторе);
прогнозный прирост рыночной капитализации эмитентов, акции которых обращаются на организованном рынке ценных бумаг, в 2016 - 2017 годах составляет 4-5% в год, что является средним показателем прироста капитализации эмитентов акций высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики, рассчитанным начиная с 2011 года.
Таким образом, при введении налоговой льготы на акции высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики однократные потери бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут составить в 2016 году по налогу на доходы физических лиц 38,78 млн. рублей, по налогу на прибыль организаций - 35,8 млн. рублей. За 2017 год соответственно - 40,33 млн. рублей и 37,23 млн. рублей.
Соответствующие потери бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от реализации инвестиционных паев и облигаций российских организаций, находящихся у инвестора на праве собственности или ином вещном праве более 1 года и подпадающих под действие льготы, которая распространяется на правоотношения, возникшие после 1 января 2016 г., могут составить в 2017 году по налогу на доходы физических лиц 45,97 млн. рублей и по налогу на прибыль организаций 42,43 млн. рублей.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу актов федерального законодательства.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" потребует внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 156 "Об утверждении правил отнесения акций российских организаций, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики".
Срок подготовки -1 квартал 2016 г.
Исполнители: Минэкономразвития России, Минфин России, Банк России.
Реализация федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившим силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.