Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 887059-6 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ ""О внесении изменений в отдельные законодательные акты и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" в федеральные законы "О клиринге и клиринговой деятельности", "Об исполнительном производстве", "О рынке ценных бумаг" внесены положения, в соответствии с которыми на финансовом рынке Российской Федерации вводится новый инструмент - "клиринговый сертификат участия", являющийся результатом секьюритизации обеспечения и предоставляющий участникам финансового рынка максимально широкие возможности для замены обеспечения.
Согласно закону клиринговый сертификат участия (КСУ) - неэмиссионная документарная предъявительская ценная бумага с обязательным централизованным хранением, выдаваемая клиринговой организацией, сформировавшей имущественный пул, и удостоверяющая право ее владельца требовать от клиринговой организации выплаты ее номинальной стоимости при наступлении определенных условий (возврата имущества, внесенного в пул). В свою очередь, имущественный пул представляет из себя обособленную совокупность ценных бумаг и иного имущества, формируемого за счет взносов участников клиринга.
Клиринговые сертификаты участия могут быть переданы по договору репо с центральным контрагентом или с Банком России либо в порядке универсального правопреемства. Таким образом, клиринговый сертификат участия позволяет получить однородное универсальное обеспечение для управления ликвидностью путем совершения сделок РЕПО. При этом, в отличие от обычного договора репо, участник клиринга сохраняет право собственности на активы, внесенные в имущественный пул (право на получение доходов и право голоса).
В связи с введением нового финансового инструмента подготовлен законопроект "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", положения которого направлены на решение ряда вопросов, возникающих при выпуске и обращении клиринговых сертификатов участия.
1) В законопроекте определены правила учета клиринговых сертификатов участия при осуществлении процедуры урегулирования (неисполнения второй части РЕПО с КСУ) для физических и юридических лиц. При урегулировании предлагается использовать номинальную стоимость КСУ в отличие от остальных ценных бумаг, где используется рыночная стоимость.
2) Создается нейтральный налоговый режим налогообложения для клиринговых организаций:
- освобождаются из-под налогообложения НДС операции по внесению и возврату имущества при выдаче и погашении КСУ;
- выдача и погашение КСУ не признаются реализацией для целей налогообложения налогом на прибыль организаций;
- при налогообложении клиринговых организаций не учитываются денежные средства и имущество, получаемое/выдаваемое клиринговой организацией в связи с выпуском/погашением КСУ.
3) Создается нейтральный налоговый режим налогообложения для организаций-владельцев КСУ:
- освобождаются из-под налогообложения налогом на прибыль организаций операции организации при получении КСУ от клиринговой организации;
- расходами организаций для целей налогообложения не признаются взносы в оплату КСУ;
- расходами организаций для целей налогообложения признаются расходы по оплате услуг клиринговых организаций в связи с выпуском и обращением КСУ.
Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. N 306-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" был введен новый механизм исчисления и уплаты налоговыми агентами налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций в отношении доходов, полученных в виде дивидендов по выпущенным российскими организациями ценным бумагам, права на которые учитываются на счете депо иностранного номинального держателя, счете депо иностранного уполномоченного держателя и (или) счете депо депозитарных программ.
С учетом практики применения указанных положений законодательства в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации предлагается внести ряд изменений и дополнений.
Законопроектом уточняются формулировки, связанные с применением льготных ставок налогообложения налогом на доходы физических лиц и налогом на прибыль организаций в соответствии с международными договорами - более четко отражено обязательство предоставлять информацию о налоговом резидентстве и основаниях применения льгот.
Предлагаемыми поправками уточняется порядок раскрытия информации эмитентом о параметрах, которые необходимы для расчета налога налоговыми агентами (электронный или бумажный документ, раскрытие информации на сайте).
Законопроект дополняет перечень счетов депо и лицевых счетов, в отношении которых депозитарий и эмитент выполняют функции налогового агента (в частности, в перечень добавлены депозитные счета).
Вводится правило, согласно которому российская организация, получающая процентный доход через иностранного номинального (уполномоченного) держателя, лица, ведущего счет депозитарных программ, получает полную сумму процентных выплат без удержаний (режим налогообложения, аналогичный выплате дохода без участия иностранных депозитариев).
Устанавливается, что документы, подтверждающие налоговое резидентство получателей дохода, могут быть затребованы налоговым органом у налогового агента только для подтверждения предоставляемых льгот.
Законопроект также создает налоговые условия для докапитализации кредитных организаций, уточняя режим налогообложения налогом на прибыль организаций операций займа. Ограничение операций займа сроком на один год, установленное статьей 282.1 Налогового кодекса Российской Федерации, не будет применяться к облигациям федерального займа, внесенным Российской Федерацией в качестве имущественного взноса в имущество организации, осуществляющей в соответствии с федеральным законом функции по обязательному страхованию вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в качестве субординированных займов при осуществлении мер по поддержанию стабильности банковской системы и защиты законных интересов вкладчиков и кредиторов банков на основании статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 451-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и статью 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Кроме того, в Налоговый кодекс Российской Федерации вносятся некоторые другие технические поправки, связанные с уточнением ранее закрепленных положений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.