Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии
на проект федерального закона N 847442-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2014 год"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии в части вопросов своего ведения рассмотрел проект федерального закона N 847442-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2014 год", внесенный Правительством Российской Федерации.
Исполнение федерального бюджета за 2014 год осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (с изменениями) и происходило в условиях низкой динамики экономического развития, значительного снижения мировых цен на нефть, роста уровня инфляции, существенного ослабления курса рубля по отношению к доллару США, значительного сокращения международных резервов и увеличения оттока капитала из страны.
Анализ поступления нефтегазовых и ненефтегазовых доходов федерального бюджета свидетельствует о высокой степени зависимости федерального бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры.
Основные тенденции изменения внешних и внутренних факторов в 2014 году характеризовались:
падением мировых цен на нефть марки "Юралс" и ухудшением конъюнктуры мирового рынка для ряда других товаров традиционного российского экспорта. Средняя мировая цена на нефть марки "Юралс" в 2014 году составила 97,6 доллара США за баррель, что на 9,5% ниже уровня 2013 года (107,9 доллара США за баррель). Экспортная цена на природный газ (среднеконтрактная, включая страны СНГ) в 2014 году находилась на уровне 317 долларов США за 1 тыс. куб. м и была на 7,4% меньше, чем в 2013 году (342,3 доллара США за 1 тыс. куб. м). Средние экспортные цены на некоторые экспортируемые из России товары имели тенденцию к снижению. Так, в 2014 году по сравнению с 2013 годом средняя экспортная цена на нефтепродукты снизилась на 2,9%, на уголь каменный - на 10,7%, на медь - на 8,9%. В целом по итогам 2014 года объем экспорта товаров снизился по сравнению с предыдущим годом, что обусловлено кроме ценового фактора сохранением на относительно невысоком уровне внешнего спроса.
Доходы федерального бюджета в 2014 году составили 14 496 880,5 млн. рублей (20,3% к ВВП), в том числе нефтегазовые доходы - 7 433 805,8 млн. рублей (10,4% к ВВП).
В структуре нефтегазовых доходов наибольший удельный вес занимают доходы от уплаты вывозных таможенных пошлин на нефть (2 619 999,5 млн. рублей, или 35,2%) и НДПИ на нефть (2 463 561,2 млн. рублей, или 33,1%).
Доходы от уплаты налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами в 2014 году составили 2 884 618,2 млн. рублей, что на 72 701,1 млн. рублей или на 2,5% меньше суммы, учтенной при формировании Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов". Уменьшение доходов федерального бюджета по указанной группе платежей обусловлено снижением поступлений по НДПИ.
Поступление НДПИ за 2014 год составило 2 857 963,4 млн. рублей, что на 79 422,3 млн. рублей или на 2,7% меньше суммы, учтенной при формировании Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
Поступление регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции за 2014 год составило 24 023,9 млн. рублей, что на 6 889,2 млн. рублей или на 40,2% больше суммы, учтенной при формировании Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
Поступление водного налога за 2014 год составило 2 201,5 млн. рублей, что на 197,4 млн. рублей или на 8,2% меньше суммы, учтенной при формировании Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов". По сравнению с 2013 годом поступление водного налога сократилось на 281,1 млн. рублей, или на 11,3%. Снижение поступлений водного налога в федеральный бюджет обусловлено сокращением количества плательщиков налога в связи с истечением срока действий лицензий на водопользование, заключением организациями в соответствии со статьей 20 Водного кодекса Российской Федерации договоров на водопользование или получением решений о предоставлении им водных объектов в пользование и переходом на уплату арендных платежей, не администрируемых ФНС России.
Поступление сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов за 2014 год составило 429,4 млн. рублей, что на 29,4 млн. рублей или на 7,4% больше суммы, учтенной при формировании Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов". Увеличение поступления налога обусловлено ростом объемов добычи водных биоресурсов.
В доходах федерального бюджета за 2014 год учтены поступления платы за использование лесов в размере 17 035,3 млн. рублей. Для сравнения, в 2013 году было запланировано таких поступлений в размере 16 788,3 млн. рублей.
В части исполнения федерального бюджета в 2014 году по государственной программе "Воспроизводство и использование природных ресурсов" на 2013-2020 годы" Комитет отмечает следующее.
По состоянию на 1 января 2015 года бюджетные ассигнования по уточненной росписи составили 63 949,8 млн. рублей. Кассовое исполнение расходов составило 99,8%, объем недовыполнения составил 98,4 млн. рублей.
Наименование |
Уточненная роспись млн.руб |
Исполнение млн.руб |
% исполнения к: |
уточненной росписи | |||
Государственная программа "Воспроизводство и использование природных ресурсов" |
63 949,8 |
63 851,4 |
99,8 |
Подпрограмма "Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр" |
38 294,0 |
38 246,3 |
99,9 |
Подпрограмма "Использование водных ресурсов" |
8 593,6 |
8 593,6 |
100,0 |
Подпрограмма "Сохранение и воспроизводство охотничьих ресурсов" |
328,6 |
328,6 |
100,0 |
Подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы" |
1 791,3 |
1 761,8 |
98,4 |
ФЦП "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах" |
14 942,2 |
14 921,1 |
99,9 |
Исполнение расходов федерального бюджета не в полном объеме обусловлено прежде всего сложившейся экономией по результатам проведения конкурсных процедур, а также в связи неисполнением поставщиками договорных обязательств.
Анализ финансирования госпрограммы свидетельствует о низком уровне финансирования мероприятий за счет средств организаций, который составил лишь 80,1% предусмотренного объема. При этом исполнение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации превысило запланированный уровень более чем в 1,8 раза. Указанные факты свидетельствуют о недостаточном качестве планирования источников финансового обеспечения госпрограммы при ее формировании.
В целом по данной Государственной программе из 104 показателей (индикаторов) уровня подпрограмм и ФЦП не выполнено 29 или 27,9%, по 19 показателям фактические значения в годовом отчете не приведены (либо указано плановое значение).
Исполнение расходов федерального бюджета по подпрограмме "Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр" составило 38 246,3 млн. рублей или 99,9%.
Вместе с тем следует отметить, что по подпрограмме фактически выполнены 16 показателей (индикаторов) из 52, т.е. в 2014 году подпрограмма исполнена на 30,8% (без учета показателей, по которым отсутствуют плановые или фактические значения, а также фактические значения которых приравнены к плановым).
Так, не достигнуто плановое значение показателя "Прирост мелкомасштабной геологической изученности, определяемой в процентах от площади территории России и ее континентального шельфа" (план 7,5%, факт - 7,2%). Не достигли планового значения показатели (индикаторы) по приросту государственной сети опорных геолого-геофизических профилей на территории России и ее континентального шельфа; по приросту среднемасштабной гидрогеологической и инженерно-геологической изученности территории России; по приросту запасов полезных ископаемых, в том числе по углеводородному сырью на шельфе категории Д1лок; углеводородному сырью категории С1; редкоземельным металлам категорий С1+С2.
Отклонения фактических значений от плановых значений показателей прироста ресурсов и запасов полезных ископаемых обусловлены:
вероятностным характером геологоразведочных работ, предполагающим риски, связанные с невозможностью прироста запасов (ресурсов) минерального сырья;
изменениями конъюнктуры мировых сырьевых рынков, в том числе снижением цен на сырье, обусловившими колебания интереса недропользователей к проведению геологоразведочных работ на участках недр;
ухудшением макроэкономических показателей, удорожанием кредитных ресурсов, превышением фактического уровня инфляции над плановым, а также внешнеполитическими факторами, что уже в 2014 году привело к сокращению прироста запасов углеводородного сырья на шельфе.
При этом следует отметить, что показатели и задачи подпрограммы не в полной мере увязаны с показателями других госпрограмм. Так показатель "Черные, цветные, легирующие, редкие металлы" подпрограммы "Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр", установленный ежегодно в объеме 13,3 тыс. тонн, не корреспондируется с показателем "Количество участков недр, по которым выполнены геолого-разведочные работы на редкие и редкоземельные металлы" госпрограммы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", который определен только на 2017 год в количестве 4 участков.
Комитет отмечает снижение интереса недропользователей к проведению геологоразведочных работ на тех или иных участках недр (расходы недропользователей в 2014 году составили, 279 459,7 млн. рублей или 76,5% от запланированного уровня).
Кроме того следует отметить уменьшение по подпрограмме "Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр" объема финансирования в 2015 году на 4,4 млрд. руб. В тоже время только за два года реализации подпрограммы и только за счет разовых платежей обеспечен доход государственного бюджета в размере более 250 миллиардов рублей.
Таким образом, Комитет считает, что в сложившихся условиях для устойчивого обеспечения экономики страны запасами минерального сырья и геологической информацией о недрах, а также увеличения доходной части федерального бюджета необходимо увеличить объем государственного финансирования геологоразведки.
Уровень исполнения расходов федерального бюджета по подпрограмме "Использование водных ресурсов" составил 8 593,6 млн. рублей или 100,0% от законодательно утвержденного уровня бюджетных ассигнований.
Доходы, администрируемые Росводресурсами, поступили в доход федерального бюджета в сумме 11 262,3 млн. рублей, что на 332,2 млн. рублей (на 2,9%) меньше уточненного прогноза на 2014 год. Причиной неисполнения уточненного прогноза является поступление в меньшем объеме платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности (поступило 10 444,3 млн. рублей при прогнозе 10 881,5 млн. рублей), что обусловлено заключением водопользователями дополнительных соглашений о снижении объемов забора воды по сравнению с условиями ранее зарегистрированных договоров по причине корректировки производственных планов хозяйствующих обществ, а также внедрения водосберегающих технологий.
Не обеспечено выполнение в 2014 году контрольного события по утверждению схемы комплексного использования и охраны водных объектов, предусмотренного пунктом 2.1 Плана реализации госпрограммы "Воспроизводство и использование природных ресурсов" на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. По состоянию на 1 января 2015 года не утверждены 2 схемы и 5 нормативов допустимого воздействия, на разработку которых в 2014 году израсходованы бюджетные средства в объеме 10 676,0 тыс. рублей, что свидетельствует об использовании средств федерального бюджета без достижения требуемого результата.
Направленные в 2014 году Росводресурсами в адрес субъектов Российской Федерации 758 230,0 тыс. рублей в форме межбюджетных субсидий (капитальные вложения) по двум переходящим объектам в рамках ФЦП "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах" не освоены в полном объеме. Сроки завершения выполнения строительных работ по указанным переходящим объектам капитального строительства перенесены с 2014 на 2016 год, что привело к нерезультативному расходованию в 2014 году средств федерального бюджета в объеме 758 230,0 тыс. рублей.
Уровень исполнения расходов федерального бюджета по подпрограмме "Сохранение и воспроизводство охотничьих ресурсов" составил 328,6 млн. рублей или 100,0% от уточненной росписи. Из них расходы федерального бюджета на обеспечение функций государственных органов, в том числе территориальных органов, в рамках подпрограммы "Сохранение и воспроизводство охотничьих ресурсов" с учетом изменений, утвержденных сводной бюджетной росписью, использование бюджетных ассигнований составило 7 264 500,00 руб., что также составляет 100,0% исполнения бюджетных средств от запланированной уточненной росписи лимита.
Проверка достижения цели и решения задач подпрограммы "Сохранение и воспроизводство охотничьих ресурсов" на основании единственного показателя "Отношение фактической численности охотничьих ресурсов к расчетной (по видам копытных животных)" представляется недостаточно объективной. В рамках реализации подпрограммы "Сохранение и воспроизводство охотничьих ресурсов" не достигнуты значения по отдельным их видам (по кабану, косуле, благородному оленю, соболю) и "Отношение фактической добычи охотничьих ресурсов к установленным лимитам добычи по видам" (кабан, косуля, бурый медведь), а также по показателю "Индекс численности волка".
Плановые значения по видам ресурсов составили: косуля (план - 20,5%, факт - 19,6%) и кабан (план - 16,4%, факт - 11,6%) не выполнены.
В свою очередь, показатель "Индекс численности охотничьих ресурсов в охотничьих хозяйствах по видам: лось, кабан, косуля, благородный олень, дикий северный олень, соболь, бурый медведь" не имеет агрегированного значения и по каждому виду охотничьих ресурсов значение показателя устанавливается отдельно.
Таким образом, невыполнение одного из вида/подвида показателя (индикатора) приводит к невыполнению показателя (индикатора) в целом, что в отдельных случаях представляется недостаточно обоснованным. Кроме того, использование такой системы показателей (индикаторов) допускает возможность неоднозначного определения количества как плановых, так и фактически выполненных показателей (индикаторов).
Недостижение отдельных плановых значений показателей, отражающих численность охотничьих ресурсов, обусловлено влиянием природно-климатических факторов и реализацией мер по регулированию численности охотничьих ресурсов с целью предотвращения распространения африканской чумы свиней.
Также недостижение по косуле обусловлено природно-климатическими факторами, повлиявшими на темпы прироста численности, по кабану - мероприятиями по снижению численности кабана в целях предотвращения возникновения и распространения африканской чумы свиней.
Кроме того, отклонения фактических значений показателей, характеризующих отношение фактической добычи охотничьих ресурсов к установленным лимитам, обусловлены колебаниями спроса на добычу тех или иных охотничьих ресурсов, а также корректировкой лимита добычи.
Недостижение целевого значения показателя, отражающего долю площади закрепленных охотничьих угодий в общей площади охотничьих угодий, связано с окончанием сроков действия долгосрочных лицензий и платным характером охотхозяйственных соглашений (что снижает заинтересованность охотпользователей в их заключении). На значение данного показателя также влияет реализация норм законодательства в части установления предельно допустимой доли закрепленных охотничьих угодий в общей площади охотничьих угодий.
Кассовые расходы на предоставление единой субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации составили 10 332,8 млн. рублей, или 100% показателя сводной бюджетной росписи (с изменениями). Тем не менее в ходе внешней проверки Счетной палаты установлены случаи неправомерного предоставления субвенций.
Большинством субъектов Российской Федерации отмечены проблемы формирования и предоставления единой субвенции. На исполнение переданных полномочий Российской Федерации, в том числе и тех, которые вошли в единую субвенцию, оказывал влияние недостаток передаваемых средств субвенций, и регионы были вынуждены осуществлять финансирование этих полномочий за счет средств региональных бюджетов.
Данная единая субвенция сформирована из 9 субвенций (в области охраны и использования объектов животного мира, водных биологических и охотничьих ресурсов, в сфере образования, охраны здоровья, культуры и государственной регистрации актов гражданского состояния), перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2013 г. N 1456-р, и в 2014 году впервые была предоставлена бюджетам субъектов Российской Федерации в целях повышения эффективности финансового обеспечения переданных полномочий и создания условий для повышения финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации.
В 2014 году по сравнению с предыдущим годом по большинству видов экономической деятельности наблюдалось замедление динамики или снижение валовой добавленной стоимости. Замедление динамики валовой добавленной стоимости зафиксировано не только в сельском и лесном хозяйстве, но и, в том числе, в охоте.
Тем не менее исполнение показателей (индикаторов) по подпрограмме "Сохранение и воспроизводство охотничьих ресурсов" составило 52,6%. При этом исполнение сводной бюджетной росписи, показатели которой были уменьшены на 0,6%, составило 100%.
В части исполнения федерального бюджета в 2014 году по государственной программе "Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы" Комитет отмечает следующее.
Направления деятельности государственной программы сгруппированы в 4 подпрограммы: "Охрана и защита леса", "Обеспечение использования лесов", "Воспроизводство лесов", "Обеспечение реализации государственной программы "Развитие лесного хозяйства" на 2012-2030 годы".
По состоянию на 1 января 2015 года бюджетные ассигнования по уточненной росписи составили 32 221,8 млн. рублей. Лимиты бюджетных обязательств утверждены в сумме 32 220,8 млн. рублей или 99,99% к объему бюджетных ассигнований, установленному уточненной росписью.
В то же время имеются замечания по полноте исполнения некоторых подпрограмм.
По подпрограмме "Охрана и защита лесов" не достигнуты значения 6 показателей (индикаторов) из 10, т.е. в 2014 году подпрограмма исполнена на 40%.
Невысокие показатели могут быть также охарактеризованы отсутствием в 2014 году финансирования мероприятий, связанных с реализацией Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 415-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", направленного на создание системы отслеживания происхождения древесины (системы учета и контроля на всех этапах ее перемещения) и вступившего в силу в части внедрения указанной системы с 1 февраля 2014 года.
На создание и внедрение в 2014 году единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней в 2014 году требовалось 240 млн. рублей. Необходимые средства из федерального бюджета были выделены лишь на следующий 2015 финансовый год. Таким образом, отсутствие указанных средств в 2014 году негативно сказалось на исполнении подпрограммы "Охрана и защита лесов".
Необходимо отметить невысокий уровень исполнения подпрограммы "Воспроизводство лесов". Фактическое выполнение подпрограммы составило лишь 71,4% (выполнено 5 из 7 целевых показателей (индикаторов).
Комитет ранее отмечал в своем заключении, что Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 27-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и осуществления мероприятий по защите и воспроизводству лесов" предусмотрено дополнение полномочий федеральных органов исполнительной власти в области лесных отношений полномочиями по осуществлению мониторинга воспроизводства лесов и по формированию и использованию страховых фондов семян лесных растений, в связи с чем требовалось дополнительное финансирование мероприятий в этой части. Однако Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" дополнительное финансирование так и не было предусмотрено, что не позволило обеспечить достижение целевых показателей в 2014 году в полном объеме.
В целях решения задач интенсификации использования и воспроизводства лесов, развития внутреннего рынка лесобумажной продукции, включая стимулирование производства потребительских товаров и формирование рынка экосистемных услуг в области леса, определенных в Основах государственной политики, утверждена и действует подпрограмма "Лесопромышленный комплекс" в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности".
Следует отметить, что в 2014 году исполнение сводной бюджетной росписи по подпрограмме было увеличено в 2,7 раза (с 731 млн. руб. до 2 091,7 млн. руб.). Дополнительные средства направлены на предоставление субсидий организациям лесопромышленного комплекса на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" в 2012 - 2013 годах на цели реализации инвестиционных проектов создания новых высокотехнологичных обрабатывающих производств. В то же время исполнение показателей (индикаторов) по подпрограмме "Лесопромышленный комплекс" составило лишь 50%. Низкий уровень исполнения подпрограммы "Лесопромышленный комплекс" оказывает негативное влияние и на достижение целей и задач подпрограммы "Обеспечение использования лесов" государственной программы "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы, несмотря на то, что финансирование по подпрограмме "Лесопромышленный комплекс" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" было увеличено почти в 3 раза.
Также во многих регионах Российской Федерации утверждены и действуют региональные программы в области развития лесного хозяйства.
В то же время, принимая во внимание, что достижение основных показателей (индикаторов) программы приходится на субъекты Российской Федерации, исполняющие полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, показатели (индикаторы) реализации государственной программы и утвержденные в ней объемы финансового обеспечения не коррелируются с показателями (индикаторами) реализации государственных программ и ведомственных целевых программ субъектов Российской Федерации.
В части исполнения федерального бюджета в 2014 году по государственной программе "Охрана окружающей среды" на 2012-2020 годы" Комитет отмечает следующее.
Исполнение расходов федерального бюджета по государственной программе к уточненной бюджетной росписи составило 97,6%. При этом особого внимания требует исполнение по таким подпрограммам как "Регулирование качества окружающей среды" - 97,2%, "Гидрометеорология и мониторинг окружающей среды" - 97,6%, а также Федеральная целевая программа "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы" - 94.9%.
В части подпрограммы "Регулирование качества окружающей среды".
Исходя из сопроводительных материалов, к числу причин не полного освоения бюджетных ассигнований относятся:
- отсутствие заключенного соглашения о займе между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития по проекту "Развитие единой государственной системы экологического мониторинга";
- экономия при расчетах страховых взносов;
- экономия, возникшая в результате уточнения сумм по заключенным государственным контрактам при проведении аукционов;
- экономия в связи перерасчетом налоговыми службами налога на имущество и земельного налога, а также в связи со списанием имущества;
- экономия, сложившаяся по результатам проведения конкурсных процедур на закупки товаров, работ и услуг.
В части подпрограммы "Гидрометеорология и мониторинг окружающей среды".
Исходя из сопроводительных материалов, к числу причин не полного освоения бюджетных ассигнований относятся:
- перенос сроков начала реализации проекта "Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета - 2" и, в соответствии с правилами МБРР, сроков проведения конкурсных процедур;
В части Федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы".
Исходя из сопроводительных материалов, одной из основных причин неполного освоения бюджетных ассигнований является позднее утверждение изменений в данную Федеральную целевую программу (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1535).
Учитывая изложенное Комитет отмечает следующее.
Остаток бюджетных средств, сформировавшийся в результате не полного исполнения бюджетных ассигнований, в интересах обеспечения целей государственной программы, должен быть учтен в рамках бюджетной росписи на 2015 год, а также при подготовке проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год".
Кроме того, приведенные сведения о причинах не полного исполнения бюджетных ассигнований на ФЦП "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы" свидетельствует о необходимости оптимизации процедур подготовки, утверждения и изменения программных документов.
Также Комитет обращает внимание на то, что не полное освоение бюджетных средств по причине "более медленных, чем планировалось, темпов реализации проектов в рамках соглашений с международными финансовыми организациями" свидетельствует о необходимости учета в дальнейшей работе по стратегическому планированию актуальных, не взятых ранее в расчет рисков.
Кроме того, в отношении подпрограммы "Биологическое разнообразие России" Комитет считает необходимым обратить внимание на следующее.
По состоянию на 1 января 2015 года бюджетные ассигнования по уточненной росписи составили 6 309,4 млн. рублей. Лимиты бюджетных обязательств утверждены в сумме 6 245,2 млн. рублей или 99,00% к объему бюджетных ассигнований, установленному уточненной росписью.
Между тем, анализ обоснованности состава и значений показателей (индикаторов) подпрограммы показал, что в разделе ожидаемых результатов реализации подпрограммы содержится ряд труднооценимых результатов.
Так, к примеру, показатель повышения уровня экологического сознания россиян будет сложно оценить в качестве достигнутого результата реализации подпрограммы. Не понятно, что будет являться основным критерием, определяющим достижение такого результата. Показатель обеспечения принятия научно обоснованных решений в сфере сохранения биологического разнообразия и использования природных ресурсов также столкнется с трудностями при его оценке.
Цели подпрограммы, ее целевые индикаторы и показатели, а также ожидаемые результаты реализации подпрограммы не сопоставимы в полном объеме и не взаимоувязаны, в связи с чем оценить результативность подпрограммы в отношении достижения ее целей и задач достаточно сложно.
Кроме того, в настоящее время в перечне мер правового регулирования, направленных на достижение цели и (или) ожидаемых результатов государственной программы (приложение N 3), отсутствует пункт о необходимости разработки и принятия на уровне Правительства Российской Федерации стратегии охраны от пожаров лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, учитывающей экологические и экономические аспекты, а также международный опыт в этой сфере. Считаем, что отсутствие стратегии оказывает негативное влияние на достижение целей и задач подпрограммы "Биологическое разнообразие".
В части исполнения федерального бюджета в 2014 году по государственной программе "Развитие рыбохозяйственного комплекса" Комитет отмечает следующее.
По состоянию на 1 января 2015 года бюджетные ассигнования по уточненной росписи составили 10 539,4 млн. рублей. Лимиты бюджетных обязательств утверждены в сумме 10 539,4 млн. рублей или 100,0% к объему бюджетных ассигнований, установленному уточненной росписью.
С точки зрения направлений финансового обеспечения наибольшую долю в объеме расходов по государственной программе "Развитие рыбохозяйственного комплекса" составили расходы на предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям 4041,2 млн.руб., а также закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд) 4032,2 млн.рублей.
При этом расходы по трем подпрограммам ("Наука и инновации", "Охрана и контроль", "Модернизация и стимулирование") исполнены на 100%, по остальным - не менее чем на 97%.
Сложившийся уровень исполнения расходов федерального бюджета обусловлен следующими основными причинами: курсовая разница, нарушение подрядными организациями сроков исполнения и иных условий контрактов, экономия по результатам проведения конкурсных процедур.
Анализ исполнения доходов федерального бюджета показал, что Росрыболовство входит в число администраторов доходов, превысивших плановые показатели по объему доходов на 2014 год.
Федеральное агентство по рыболовству перевыполнило плановые показатели на 1 295,5 млн. рублей (в 2,0 раза), что произошло в основном за счет:
- увеличения поступления платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям на 611,9 млн. рублей вследствие заключения в 2014 году соглашения с Исландией на право пользования водными биологическими ресурсами и дополнительных соглашений по результатам проведения сессии Российско-Японской Смешанной Комиссии по рыбному хозяйству, а также роста курса доллара США и японской йены по отношению к рублю;
- поступления доходов в виде платы за предоставление рыбопромыслового участка, полученного от победителя конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления рыболовства в отношении водных биологических ресурсов, находящихся в федеральной собственности на 125,3 млн. рублей, в результате конкурсов проведенных в 2014 году;
- поступления доходов, полученных от продажи на аукционе права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и (или) договора пользования водными биологическими ресурсами на 537,1 млн. рублей в результате аукционов, проведенных в 2014 году.
Также следует отметить, что согласно данным сводного годового доклада о ходе реализации и оценке эффективности госпрограмм из 7 основных показателей госпрограммы не выполнено 2 показателя (28,6%): "Прирост объема производства продукции товарной аквакультуры (к базовому периоду)" и "Объем произведенной рыбы и продуктов рыбных, переработанных и консервированных (годовое значение)".
Согласно данным годового отчета из 19 показателей (индикаторов) уровня подпрограмм не выполнено 5 или 26,3%. Снижение объемов производства товарной рыбы в Мурманской области и в Республике Карелия в результате удорожания кормов и оборудования, а также погодные условия в Ростовской области (подтопление лиманов и др.) отразились на достижении значения основного показателя "Прирост объема производства продукции товарной аквакультуры (к базовому периоду)" (объема производства продукции товарной аквакультуры снизился на 4,1%, при ожидаемом приросте на 5%) и значения показателя подпрограммы "Развитие аквакультуры" "Объем производства продукции товарной аквакультуры (годовое значение)" (произведено 159,9 тыс. тонн продукции вместо запланированных 163,2 тыс. тонн).
Вследствие снижения объема добычи (вылова) водных биологических ресурсов фактическое значение основного показателя "Объем произведенной рыбы и продуктов рыбных, переработанных и консервированных (годовое значение)" составило 3 644,5 тыс. тонн вместо запланированных 3 681,5 тыс. тонн.
Комитет обращает внимание, что остается актуальной проблема обеспечения точности прогнозирования показателей, принимаемых при расчете доходов федерального бюджета. Ежегодно повторяется ситуация, когда уточнение прогноза социально-экономического развития Российской Федерации требует внесения изменений в бюджет.
Необходимо повысить точность, достоверность и взаимоувязанность соответствующих индикаторов и показателей в программных, концептуальных и стратегических документах, достигнуть полноценной связи между целевыми показателями госпрограмм и объемам их финансового обеспечения.
Учитывая вышеизложенное Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии поддерживает принятие проекта федерального закона N 847442-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2014 год", внесенного Правительством Российской Федерации.
Председатель Комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.