Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
(шестого созыва)
на проект федерального закона N 171692-6 "О внесении изменения в статью 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
(в части расширения перечня объектов капитального строительства, в отношении которых осуществляется государственный строительный надзор),
внесенный Саратовской областной Думой
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 171692-6 "О внесении изменения в статью 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части расширения перечня объектов капитального строительства, в отношении которых осуществляется государственный строительный надзор), внесенный Саратовской областной Думой (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Законопроектом предлагается установить обязательность проведения экспертизы проектной документации жилых домов блокированной застройки, многоквартирных домов и иных объектов капитального строительства, перечисленных в пунктах 2-5 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, что, в свою очередь, позволит осуществлять в отношении указанных объектов государственный строительный надзор.
Согласно пояснительной записке предлагаемые законопроектом изменения направлены на обеспечение проживания либо пребывания граждан в таких объектах.
Необходимо отметить, что в настоящее время на основании пунктов 4 и 5 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации не осуществляется экспертиза проектной документации и не проводится государственный строительный надзор в отношении таких объектов капитального строительства как торговые и развлекательные центры, отдельно стоящие магазины, офисы и другие объекты капитального строительства, общая площадь которых не превышает 1500 квадратных метров, а количество этажей не более чем два. Такие объекты зачастую рассчитаны на массовое пребывание граждан в процессе эксплуатации.
Введение экспертизы проектной документации и государственного строительного надзора в отношении таких объектов могут снизить риски причинения вреда здоровью, жизни и имуществу значительного числа граждан.
Строительство жилых домов блокированной застройки, малоэтажных многоквартирных домов в отличие от объектов индивидуального жилищного строительства в большинстве случаев осуществляется застройщиками для целей последующей их реализации и извлечения прибыли. При этом ввиду объективных причин основным конкурентным критерием приобретения такого жилья остается цена.
Кроме того, для проектирования и строительства жилых домов блокированной застройки и малоэтажных многоквартирных домов не требуется получение допуска к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Вследствие этих факторов отсутствие обязательности проведения экспертизы проектной документации увеличивает риски возникновения ошибок проектирования, а отсутствие государственного строительного надзора в ходе строительства может повлечь снижение качества строительства, применение небезопасных строительных материалов и необеспечение энергетической эффективности таких домов.
Вместе с тем, введение обязательности проведения экспертизы проектной документации и осуществления государственного строительного надзора в отношении затронутых законопроектом объектов повлечет увеличение сроков и стоимости их строительства, значительным образом увеличит нагрузку на органы, осуществляющие государственный строительный надзор.
При этом следует учесть, что законодательством Российской Федерации предусмотрен ряд иных механизмов, направленных на обеспечение безопасности таких объектов капитального строительства.
Так, строительство таких объектов не исключает необходимости получения разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, при этом несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям, установленным в разрешении на строительство, а также проектной документации является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Следует также учесть, что продленные Федеральным законом от 28 февраля 2015 года N 20-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 марта 2018 года нормы об упрощенном порядке оформления прав на объекты капитального строительства (без необходимости предоставления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию) касаются только объектов индивидуального жилищного строительства и не распространяют свое действие в отношении жилых домов блокированной застройки и малоэтажных многоквартирных домов.
Кроме того, 1 сентября 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 258-ФЗ "О внесении изменений в статью 222 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", которым уточнено понятие самовольной постройки, введены дополнительные условия для признания права собственности на самовольную постройку, а также органам местного самоуправления предоставлено при определенных условиях право принятия решений о сносе таких самовольных построек.
В соответствии со статьей 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка лицом, осуществляющим строительство, проводится строительный контроль.
Кроме того, наличие договорных отношений, основанных на строительном подряде, позволяет применять к застройщику меры, предусмотренные гражданским законодательством, а в случае заключения договора участия в долевом строительстве обязанность застройщика передать объект, качество которого соответствует условиям договора, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям, закреплена в статье 7 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Следует также учесть, что на пункты, предлагаемые законопроектом к исключению, имеются ссылки в иных законодательных актах (например, часть 6 статьи 16 и часть 2.1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства").
В законопроекте также предусмотрен срок вступления в силу со дня его официального опубликования. По общему правилу, установленному статьей 6 Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими федеральными законами не установлен другой срок вступления в силу. Вместе с тем, в пояснительной записке оснований для установления иного срока не представлено.
К законопроекту имеются замечания юридико-технического характера.
Учитывая вышеизложенное, Комитет не поддерживает проект федерального закона N 171692-6 "О внесении изменения в статью 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части расширения перечня объектов капитального строительства, в отношении которых осуществляется государственный строительный надзор) и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.