Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 887893-6 "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике"
Досье на проект федерального закона
Предметом законодательного регулирования проекта федерального закона являются отношения, связанные с осуществлением организациями, на базе которых действуют диссертационные советы, полномочий по присуждению, лишению и восстановлению ученых степеней в рамках государственной системы научной аттестации.
В соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Закон о науке) государственная система научной аттестации, предназначенная для оценки научной квалификации научных работников и иных лиц, осуществляющих научную (научно-техническую) деятельность, предусматривает присуждение ученых степеней кандидата наук и доктора наук (далее - ученые степени), присвоение ученых званий доцента и профессора в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Ученые степени присуждаются по научным специальностям в соответствии с номенклатурой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности (далее - федеральный орган).
Присуждение ученых степеней осуществляется советами по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (далее - диссертационные советы), созданными по разрешению федерального органа, и действующими в соответствии с установленным им порядком. Ученые степени присуждаются по результатам публичной защиты диссертации на соискание ученой степени (далее - диссертации).
Решение диссертационного совета о присуждении ученой степени подтверждается дипломом об ученой степени, который выдается соискателю ученой степени по решению федерального органа, основанному на соответствующей рекомендации Высшей аттестационной комиссии, действующей при федеральном органе в целях обеспечения государственной системы научной аттестации.
Высшая аттестационная комиссия действует в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Вопросы обоснованности присуждения, лишения, восстановления ученых степеней, соблюдения диссертационными советами процедуры присуждения ученых степеней относятся к компетенции федерального органа с участием Высшей аттестационной комиссии в пределах ее полномочий.
Проектом федерального закона предлагается изменение действующих правил государственной научной аттестации путем передачи организациям, на базе которых действуют диссертационные советы, части полномочий Правительства Российской Федерации и федерального органа о присуждении, лишении и восстановлении ученых степеней.
Предлагается наделить организации, на базе которых действуют диссертационные советы, правами по самостоятельному установлению:
1) положения о диссертационном совете;
2) на своей базе диссертационных советов, включая самостоятельное определение и изменение их составов, установление полномочий, определение научных специальностей, по которым этим советам предоставляется право приема диссертаций для защиты, осуществление контроля над деятельностью диссертационных советов, приостановление, возобновление и прекращение их деятельности;
3) порядка присуждения ученых степеней, включая критерии, которым должны отвечать диссертации, порядка представления, защиты диссертаций, порядка лишения, восстановления ученых степеней, рассмотрения апелляций;
4) форм дипломов об ученых степенях, технических требований к таким документам, порядка их оформления и выдачи.
Участие в процедурах самостоятельного присуждения ученых степеней Высшей аттестационной комиссии, действующей при федеральном органе, не предполагается.
При этом в соответствии с законопроектом самостоятельно установленные организациями правила по присуждению ученых степеней, включая критерии, которым должны отвечать диссертации и требования к научной квалификации членов диссертационных советов, не могут быть ниже аналогичных критериев и требований, установленных Правительством Российской Федерации, в рамках действующей в настоящее время государственной системы научной аттестации.
Проектом федерального закона предлагается поэтапное изменение действующих правил государственной научной аттестации.
На первом этапе (2016 - 2017 годы) право самостоятельного присуждения ученых степеней будет предоставлено двум ведущим классическим университетами Российской Федерации с особым правовым статусом: Московскому государственному университету имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургскому государственному университету.
На втором этапе - с 1 сентября 2017 г. - Правительство Российской Федерации в установленном им порядке будет формировать перечень организаций, которым предоставляется право самостоятельного присуждения ученых степеней, из числа ведущих научных и образовательных организаций, отвечающих определенным требованиям и критериям. Указанным порядком будет установлена заявительная процедура формирования перечня, реализуемая федеральным органом, а также предусмотрено исключение организаций из перечня по решению Правительства Российской Федерации.
Возможными требованиями и критериями к организациям при их включении в перечень, могут быть: наличие у организации статуса "государственный научный центр", категории "федеральный университет", "национальный исследовательский университет", права реализации собственных образовательных стандартов высшего образования при осуществлении образовательной деятельности; лидирующие позиции по показателям результативности научной (научно-технической) деятельности.
На втором этапе право самостоятельного присуждения ученых степеней может быть предоставлено 20-30 организациям.
Исходя из результатов правоприменительной практики второго этапа изменения действующих правил государственной научной аттестации актом Правительства Российской Федерации может быть установлен новый общий порядок присуждения ученых степеней, предусматривающий расширение академических прав и свобод образовательных, научных и иных организаций в вопросах присуждения, лишения и восстановления ученых степеней.
Диспозиции статьи 6.4 Закона о науке подразумевают включение сведений, касающихся самостоятельного присуждения ученых степеней, в федеральную информационную систему государственной научной аттестации (далее - ФИС ГНА). Однако во избежание иного толкования правовых предписаний этой статьи законопроектом установлен состав информации, представляемой организациями, наделенными правом самостоятельного присуждения ученых степеней, в ФИС ГНА. Это позволит федеральному органу осуществлять мониторинг деятельности диссертационных советов, созданных организациями самостоятельно, при необходимости анализировать качество и эффективность их деятельности в сравнении с общим порядком присуждения, лишения, восстановления ученых степеней.
Предусмотренное законопроектом расширение академических прав и свобод образовательных, научных и иных организаций в вопросах присуждения, лишения и восстановления ученых степеней в то же время не исключает государственный характер научной аттестации. Так, в полномочиях федерального органа сохранено утверждение номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, тем самым обеспечено государственное регулирование состава научных компетенций научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации.
Кроме того, законопроект ликвидирует юридическую неопределенность действующего Закона о науке в части, касающейся правового положения ученых степеней и ученых званий, установленных различными общественными организациями и объединениями, исключая указанные ученые степени и ученые звания из состава государственной системы научной аттестации.
Обеспечивая права соискателей ученых степеней, законопроектом предусмотрен соответствующий одному календарному году переходный период, в течение которого на базе организации, наделенной правом самостоятельного присуждения ученых степеней, продолжает действовать диссертационный совет, созданный по разрешению федерального органа. Однако по усмотрению организаций деятельность таких советов может быть прекращена в более ранние сроки.
Обеспечивая права обладателей ученых степеней, законопроектом предусмотрено установление равноценности прав, предусмотренных для обладателей документов об ученых степенях государственного образца, выданных федеральным органом, и обладателей документов об ученых степенях установленного образца, выданных организациями, наделенными таким правом в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона о науке.
Тем самым, исключаются отрицательные правовые последствия изменения действующих правил государственной научной аттестации. На обладателей документов об ученых степенях установленного образца распространяются права, аналогичные правам лиц, которым ученые степени присуждены по действующим в настоящий момент правилам государственной системы научной аттестации, во всех сферах, включая права на занятие определенных должностей, права на включение в состав определенных советов, комиссий, права в сфере воинской обязанности и военной службы, права в сфере оплаты труда.
Работодатели обладателей документов об ученых степенях установленного образца также не имеют отрицательных последствий от того, что их работникам ученые степени присуждены самостоятельно, включая отсутствие препятствий в сфере лицензирования и аккредитации, участия в конкурсах, рейтингах, при достижении определенных показателей кадрового состава организации.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике"
1. Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" потребует:
подпункт "в" пункта 2 статьи 41 Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" признать утратившим силу.
2. Для обеспечения реализации Федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" потребуется принятие постановления Правительства Российской Федерации "О порядке формирования перечня организаций, которым предоставлены права, поименованные в пункте 3.1 статьи 4 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике".
Головной исполнитель - Минобрнауки России.
Срок принятия постановления Правительства Российской Федерации - в течение 6 месяцев с момента вступления в силу Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.