Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 886831-6 "О внесении изменений в статьи 5 и 17 Федерального закона "Об оружии"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 5 и 17 Федерального закона "Об оружии" (далее - законопроект) подготовлен в целях совершенствования правового регулирования отношений, возникающих при обороте боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов к нему и холодного оружия, а также расширения возможностей для экспорта гражданского и служебного оружия и боеприпасов к нему, производимых российскими предприятиями.
1. В настоящее время существует коллизия норм федеральных законов от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон об оружии) и от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" (далее - Закон о ВТС), которые по-разному регламентируют правоотношения, связанные с вывозом боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов к нему и холодного оружия.
В соответствии с частью первой статьи 5 и частью первой статьи 17 Закона об оружии порядок поставки в иностранные государства, а также порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов к нему и холодного оружия устанавливается Правительством Российской Федерации. Однако Законом об оружии не устанавливаются правовые нормы, обеспечивающие взаимосвязь с иными нормативными правовыми актами, регламентирующим сходные правовые отношения, в первую очередь, с Законом о ВТС.
Вместе с тем боевое ручное стрелковое оружие, боеприпасы к нему и холодное оружие, являющиеся вооружением, в соответствии с Законом о ВТС относятся к продукции военного назначения. При этом статьей 9 Закона о ВТС установлено, что Президент Российской Федерации, а не Правительство Российской Федерации, определяет порядок осуществления военно-технического сотрудничества, в том числе ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации продукции военного назначения, к которой относится боевое ручное стрелковое оружие, боеприпасы к нему и холодное оружие.
В связи с этим предлагается устранить существующую конкуренцию правовых норм двух федеральных законов путем дополнения части первой статьи 17 Закона об оружии предложением следующего содержания: "Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации оружия, относящегося к продукции военного назначения, при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении указанной продукции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве.".
Одновременно с этим предлагается в части первой статьи 5 Закона об оружии слова "в порядке, установленном Правительством Российской Федерации" заменить словами "отнесенное к продукции военного назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве."
Представляется, что предлагаемые в законопроекте изменения в Закон об оружии устранят коллизию правовых норм законодательства Российской Федерации об оружии и о военно-техническом сотрудничестве и позволят гармонизировать системы правового регулирования ввоза и вывоза боевого ручного стрелкового и холодного оружия, относящегося к продукции военного назначения.
2. В соответствии с частями второй и третьей статьи 17 Закона об оружии вывоз из Российской Федерации гражданского и служебного оружия и патронов к нему может осуществляться юридическими лицами, имеющими лицензию на производство оружия.
В настоящее время в увеличении объемов экспорта указанной продукции и расширении рынков сбыта заинтересованы многие предприятия - производители, например, ОАО "Концерн "Калашников" (г. Ижевск), ОАО "ЦНИИТОЧМАШ" (г. Климовск) и ОАО "КБП" (г. Тула), имеющиеся возможности которых не позволяют в должной мере достичь желаемых результатов.
Следует отметить, что необходимость совершенствования системы экспорта гражданского и служебного оружия и патронов к нему приобретает особую актуальность в контексте введенных ЕС, США и рядом других государств секторальных санкций, значительно осложнивших внешнеторговую деятельность российских производителей стрелкового оружия, в частности ОАО "Концерн "Калашников".
При этом в адрес государственного посредника при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения - ОАО "Рособоронэкспорт" регулярно поступают обращения иностранных заказчиков о закупке, наряду с продукцией военного назначения, широкой номенклатуры гражданского и служебного оружия и боеприпасов к нему. Как правило, иностранные заказчики настаивают на комплексной поставке ОАО "Рособоронэкспорт" всего запрашиваемого имущества, т.е. продукции как военного, так и не военного назначения.
Кроме того, одним из действенных инструментов расширения экспорта гражданского и служебного оружия и боеприпасов к нему является использование потенциала Государственной корпорации "Ростех", имеющей широкую сеть филиалов и представительств на территориях иностранных государств. Представители Государственной корпорации "Ростех" (с работниками аппарата представителей) направляются для работы в иностранных государствах в составе дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, торговых представительств Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 7 Федерального закона от 23 ноября 2007 г. N 270-ФЗ "О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех" и Указ Президента Российской Федерации от 13 января 2009 г. N 50).
Учитывая изложенное, в законопроекте предлагается расширить возможности производителей гражданского и служебного оружия и боеприпасов к нему по продвижению своей продукции на экспорт через отлаженную систему представительств (представителей) Корпорации в иностранных государствах, а также с помощью наработанных и выстроенных торговых связей ОАО "Рособоронэкспорт" путем дополнения части третьей статьи 17 Закона об оружии словами ", Государственной корпорацией по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех" и специализированными организациями, являющимися в соответствии с законодательством Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве государственными посредниками при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения".
Кроме того, принятие федерального закона позволит обеспечить комплексное выполнение ОАО "Рособоронэкспорт" обращений иностранных заказчиков по вопросу закупки не только продукции военного назначения, но и гражданского и служебного оружия, а также боеприпасов к нему.
При этом законопроект не предполагает наделение Государственной корпорации "Ростех" и ОАО "Рособоронэкспорт" статусом, аналогичным государственному посреднику при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, и не ограничивает возможности российских юридических лиц, имеющих лицензию на производство оружия, по самостоятельному вывозу (экспорту) гражданского и служебного оружия и боеприпасов к нему.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 5 и 17 Федерального закона "Об оружии"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 5 и 17 Федерального закона "Об оружии" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 5 и 17 Федерального закона "Об оружии"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 5 и 17 Федерального закона "Об оружии" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.