Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 888059-6 "О внесении изменений в статьи 29 и 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статью 33 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 29 и 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статью 33 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" направлен на предотвращение нарушений, имеющих место на выборах, и обеспечение нормальной работы избирательных комиссий в день голосования и дни досрочного голосования.
Выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, состоявшиеся 13 сентября 2015 года, выявили пробел в законодательстве Российской Федерации. Так, пунктом 8 статьи 30 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и частью 5 статьи 33 Федерального закона от 22 февраля 2014 года установлено правило, согласно которому одновременно в помещении комиссии, помещении для голосования может находиться только один осуществляющий полномочия наблюдатель, представляющий интересы одного зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, общественного объединения, инициативной группы по проведению референдума, одной политической партии. При этом ограничение общего количества наблюдателей, представляющих интересы одной политической партии, одного зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, общественного объединения, инициативной группы по проведению референдума, которые могут находиться на избирательном участке в течение всего дня голосования и дней досрочного голосования, не установлено.
В результате на выборах 13 сентября 2015 года имела место ситуация, когда фактически под видом заключения договора об осуществлении полномочий наблюдателя кандидаты совершали подкуп большого числа избирателей, которые предъявляли в избирательную комиссию документ о направлении их в качестве наблюдателя, голосовали и покидали избирательный участок. Общее время таких наблюдателей в помещении комиссии составляло не более 5-10 минут, после чего приходил следующий наблюдатель. И такая ситуация имела место в течение всего дня голосования.
Аналогичная ситуация имела место и с членами комиссии с правом совещательного голоса, поскольку пунктом 26 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрена возможность досрочного прекращения полномочий члена комиссии с правом совещательного голоса и передачи таких полномочий иному лицу и отсутствуют какие-либо ограничений по количеству таких замен.
Таким образом, с одной стороны, грубым образом нарушаются основные принципы избирательной системы - честной политической борьбы на выборах, с другой - существенным образом затрудняется работа избирательной комиссии, на членов которой ложится дополнительная, искусственно созданная нагрузка - постоянное оформление направлений мнимых наблюдателей и оформление членов комиссии с правом совещательного голоса.
В связи с этим, законопроектом предлагается ограничить общее количество наблюдателей, представляющих интересы одной политической партии, одного кандидата, избирательного объединения, общественного объединения, инициативной группы по проведению референдума, которые могут находиться на избирательном участке в течение всего периода с момента начала работы комиссии в день голосования, в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а также ограничить количество замен членов комиссии с правом совещательного голоса.
Принятие законопроекта будет способствовать предотвращению нарушений избирательного законодательства и обеспечению свободного волеизъявления, прозрачности выборного процесса.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 29 и 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статью 33 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 29 и 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статью 33 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 29 и 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статью 33 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 29 и 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статью 33 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.