Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 891088-6 "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" и статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона разработан в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и Федеральный закон от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" Федеральным законом от 12 декабря 2011 года N 427-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно указанным изменениям, вступившим в силу с 1 апреля 2012 года, в случае, если договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, заключен до 1 января 2011 года для целей строительства, реконструкции объекта недвижимого имущества и имеется существенное нарушение условий договора аренды такого земельного участка и (или) существенное изменение обстоятельств, из которых стороны данного договора исходили при его заключении, договор аренды может быть расторгнут досрочно в одностороннем порядке соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления по истечении одного месяца со дня направления уведомления о расторжении данного договора.
Существенными нарушениями условий данного договора являются:
неисполнение обязательств по строительству, реконструкции объекта недвижимого имущества в срок, предусмотренный данным договором, или при отсутствии такого срока в данном договоре в срок, на который выдано разрешение на строительство, реконструкцию этого объекта, в случае, если строительная готовность объекта недвижимого имущества на последний день такого срока составляет менее чем сорок процентов общего объема его строительства, реконструкции, предусмотренного утвержденной в установленном законодательством Российской Федерации порядке проектной документацией;
отсутствие по истечении пяти лет со дня заключения данного договора разрешения на строительство, реконструкцию объекта недвижимого имущества, строительство которого предусмотрено данным договором, в случае, если в данном договоре не предусмотрен срок окончания строительства, реконструкции этого объекта.
Существенным изменением обстоятельств, из которых стороны данного договора исходили при заключении договора аренды земельного участка, по которому допускается его расторжение в одностороннем порядке органом государственной власти или органом местного самоуправления, является расторжение иного договора, заключенного с органом государственной власти или органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием и предусматривающего строительство, реконструкцию объекта недвижимого имущества на таком земельном участке, арендованном в соответствии с данным договором. В этом случае договор аренды земельного участка считается расторгнутым со дня расторжения указанного договора, за исключением случаев, если продолжение действия договора аренды земельного участка предусмотрено в соглашении о расторжении указанного иного договора.
Кроме того, статьей 284 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений. Согласно пункту 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Предлагаемый законопроект направлен на соблюдение принципа равенства участников договорных отношений, который должен соблюдаться независимо от местонахождения земельных участков, а также на соблюдение прав и законных интересов органов местного самоуправления и органов государственной власти, которые являются арендодателями земельных участков, предоставленных для строительства и реконструкции объектов недвижимого имущества.
Принятие данного законопроекта позволит в административном порядке, без судебного спора, расторгнуть договор аренды земельного участка, предоставленного для целей строительства, реконструкции объекта недвижимого имущества, также в случае, если арендатор не использует земельный участок в указанных целях в течение трех лет, что будет способствовать большему вовлечению в оборот земельных участков, росту спроса на земельные участки со стороны физических и юридических лиц, которые намерены использовать их для строительства и реконструкции объектов недвижимого имущества.
В настоящее время одной из наиболее важных является проблема удовлетворения потребности граждан в жилье, которая связана с недостаточным объемом вновь возводимого жилья, удорожанием строительства, обусловленным отсутствием необходимых территорий с развитой инженерной и социальной инфраструктурой и сложностью процедуры оформления разрешительных документов для застройщиков. Принятие предлагаемого законопроекта будет способствовать решению данной проблемы - развитию жилищного строительства, рынка земельных участков, выявлению земельных участков, которые не используются законными пользователями по назначению.
В Саратовской области действующими являются около 3180 договоров аренды земельных участков, заключенных до 1 января 2011 года для целей строительства, реконструкции объекта недвижимого имущества. При этом 85 процентов действующих договоров заключены органами местного самоуправления восьми муниципальных образований (семь муниципальных районов и муниципальное образование "Город Саратов"). Договоры аренды земельных участков заключены в основном на срок от 10 до 49 лет.
Полагаем, что благодаря данному законопроекту активизируется выявление случаев ненадлежащего использования и неиспользования земельных участков для строительства и реконструкции объектов недвижимого имущества, прежде всего тех, которые расположены в районах перспективного развития городских территорий - вблизи сложившейся социальной, инженерной и дорожной инфраструктуры городов.
Наряду с этим принятие законопроекта позволит эффективно использовать земельные участки, развивать индивидуальное жилищное строительство и коммерческую застройку, а также стимулирует инвесторов к осуществлению своевременного строительства, уменьшению сроков ввода объектов в эксплуатацию, что приведет к созданию рабочих мест, привлечению инвестиций и налоговых поступлений в бюджет.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" и статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" и статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" и статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" и статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации " не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.