Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 893873-6 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Правоприменительная практика Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ), говорит о том, что некоторые положения закона ограничивают возможности российских образовательных организаций по развитию международного образовательного сотрудничества, экспорту образовательных услуг.
В частности, пункт 2 статьи 5 Закона N 115-ФЗ предусматривает продление срока временно пребывания только для иностранных граждан, которые обучаются по основным профессиональным образовательным программам.
В соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) к основным профессиональным образовательным программам отнесены:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "29 декабря 2012 г."
а) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;
б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки.
Управления Федеральной миграционной службы в субъектах Российской Федерации, на основании пункта 2 статьи 5 Закона N 115-ФЗ отказывают в продлении визы или временного пребывания (при безвизовом въезде на территорию Российской Федерации) иностранным гражданам, обучающимся по дополнительным образовательным программам. В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона N 273-ФЗ, к дополнительным образовательным программам относятся:
1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;
2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.
Таким образом, под понятие дополнительные образовательные программы подпадают образовательные программы, которые, по сути, являются составной частью образовательного процесса иностранных граждан, обучающихся по основным образовательным программам:
- программа "Подготовка к поступлению в вуз", нормативный срок обучения по которой на подготовительных курсах (отделениях, факультетах для иностранных граждан) составляет 8 месяцев;
- программы по изучению русского языка для поступления и интернатуру, клиническую ординатуру и аспирантуру, нормативный срок обучения по которым составляет 8 месяцев;
- программы обучения русскому языку как иностранному.
Необходимо отметить, что среди слушателей названных программ находятся, обучающиеся за счёт федерального бюджета - квот Российской Федерации.
Еще одной группой программ, по которым иностранные граждане испытывают затруднение с визовым обеспечением, являются дополнительные профессиональные программы, такие как:
- программы академической мобильности с зарубежными партнёрами;
- программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки, в том числе, ориентированные на иностранных выпускников российских образовательных организаций и другие.
В соответствии с разделом 5 "Иностранцы, въезжающие в целях обучения в образовательных организациях" совместного приказа МИД РФ, МВД РФ, ФСБ РФ от 27.12.2003 N 19723А/1048/922 "Об утверждении перечня "Цели поездок", используемого уполномоченными органами РФ при оформлении приглашений и виз иностранным гражданам и лицам без гражданства" иностранным гражданам, въезжающим в целях обучения по дополнительным образовательным программам, предусмотрено продление трехмесячной визы путём оформления многократной визы на срок до 1 года.
Действующие нормы федерального закона N 115-ФЗ существенно ограничивают возможности вузов по расширению экспорта образовательных услуг. Проблемы с продлением визы или временного пребывания на территории Российской Федерации подрывают имидж нашей страны, как международной образовательной площадки, снижают конкурентоспособность российского образования.
Существующие ограничения препятствуют выполнению целого ряда стратегических документов, принятых в Российской Федерации, в частности, Концепции государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях (одобрена Президентом Российской Федерации 18.10.2002 г.), Концепции экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011-2020 гг. (разработана Минобрнауки России в 2010 г.) и других.
Законопроектом предполагается решить выявившиеся проблемы, расширив перечень образовательных программ по которым образовательные организации имеют право ходатайствовать перед федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции о продлении визы или срока временного пребывания обучающимся по дополнительным общеобразовательным программам, предусматривающим подготовку иностранных граждан к обучению по основным профессиональным образовательным программам, или по дополнительным профессиональным программам.
Образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ по перечню согласно приложению. Законопроектом дополнительно ограничивается право ходатайства о продлении визы или срока временного пребывания только тем образовательным организациям, у которых в лицензии указано право на их реализацию.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу иных федеральных законов и нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.