Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 894179-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения деятельности репозитария"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения деятельности репозитария" (далее - законопроект) направлен на совершенствование регулирования новых для России объектов инфраструктуры финансового рынка - репозитариев.
Целью законопроекта является выделение репозитарной деятельности в отдельный вид лицензируемой деятельности, установление требований к такой деятельности и системе управления рисками репозитариев, а также уточнение перечня сделок, информация о которых подлежит направлению в репозитарий, и перечня лиц, обязанных предоставлять такую информацию.
В настоящий момент в соответствии с пунктом 6 статьи 51.5 Федерального закона Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" функции репозитария может выполнять саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг, клиринговая организация или биржа. При этом данный вид деятельности не подлежит лицензированию. В то же время в соответствии с международными рекомендациями деятельность репозитария признается самостоятельным направлением инфраструктурных услуг. Так, в международном докладе "Принципы для инфраструктур финансового рынка" репозитарий выделен в качестве отдельного инфраструктурного института, к которому предъявляются определенные требования. Кроме того, например, в соответствии с Законом Европейского союза от 4 июля 2012 г. N 648/2012 "О регулировании рынка внебиржевых производных финансовых инструментов, центральных контрагентов и репозитариев" лицо, намеревающееся осуществлять деятельность репозитария, должно получить соответствующую регистрацию в Европейской комиссии по ценным бумагам и финансовым рынкам.
В этой связи законопроект определяет лицо, осуществляющее репозитарную деятельность, в качестве юридического лица, получающего лицензию на осуществление репозитарной деятельности. Репозитарием может быть биржа, клиринговая организация, расчетный депозитарий, центральный депозитарий. При этом клиринговая организация, осуществляющая функции центрального контрагента, не может осуществлять репозитарную деятельность.
Согласно действующему законодательству в репозитарий должна направляться информация о заключенных на условиях генерального соглашения (единого договора) внебиржевых договорах репо, договорах, являющихся производными финансовыми инструментами (ПФИ), а также договоров иного вида, предусмотренных нормативными актами Банка России, объектом которых являются ценные бумаги, драгоценные металлы и (или) иностранная валюта. Таким образом, информация о внебиржевых сделках, заключенных не в рамках генерального соглашения (единого договора), в репозитарий не предоставляется. На сегодняшний день наличие генерального соглашения и направление информации в репозитарий являются обязательными условиями получения возможности применения механизма "ликвидационного неттинга". Однако, несмотря на это, наметилась тенденция отказа участников рынка от генеральных соглашений и оформления договоров как разовых сделок в целях снижения издержек по направлению информации в репозитарий.
Между тем, в сентябре 2009 г. лидерами стран "Группы 20" в г. Питтсбурге было принято решение о том, что не позднее конца 2012 года информация по всем внебиржевым ПФИ должна поступать в репозитарий.
Исходя из основополагающей функции ренозитария - сбора информации от участников финансового рынка с целью предоставления регулятору на финансовом рынке возможности располагать достоверным объемом данных для принятия решений в области обеспечения финансовой стабильности, законопроект предполагает изменение круга договоров, информация о которых подлежит направлению в репозитарий. Учитывая системную значимость рынков ПФИ и репо для стабильности российского финансового рынка, в рамках законопроекта устанавливается обязанность для финансовых организаций направлять в репозитарий информацию по всем заключенным не на организованных торгах сделкам репо и ПФИ (заключенным как в соответствии с генеральным соглашением (единым договором), так и без него. При этом каждая из сторон договоров, информация о которых подлежит представлению в репозитарий, может определить информирующее лицо, уполномоченное направлять информацию по сделкам в репозитарий. Информирующим лицом может быть в том числе третье лицо.
Также законопроектом предусматривается возможность установления на уровне нормативного акта Банка России перечня иных заключенных не на организованных торгах договоров, объектом которых являются ценные бумаги, иностранная валюта или драгоценные металлы, информация о которых подлежит направлению в репозитарий. Необходимость установления такого перечня связана, в том числе с особенностями квалификации сделок в качестве ПФИ в соответствии с российским законодательством. Предполагается, что таким образом будет устранена существующая на настоящий момент правовая неопределенность в отношении обязанности направления в репозитарий информации о таких сделках, как, например, сделки в рамках соглашений о предоставлении кредитов в иностранной валюте на межбанковском рынке и корпоративным клиентам (кредитные линии), соглашений о совершении конверсионных операций, соглашений о привлечении, размещении депозитов в иностранной валюте, соглашений о купле-продаже ценных бумаг.
Обязанность по предоставлению информации о вышеперечисленных внебиржевых договорах возлагается на организации, указанные в нормативном акте Банка России (кредитные организации, брокеров, дилеров, управляющих, депозитариев, регистраторов и т.д.).
Еще одной функцией репозитария, установленной в международном докладе "Принципы для инфраструктур финансового рынка" и нашедшей отражение в рамках законопроекта, является раскрытие данных из реестра договоров в агрегированном виде для всех заинтересованных лиц. В этой связи законопроектом предусматривается, что Банк России устанавливает перечень информации, подлежащей раскрытию репозитарием всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения такой информации путем ее размещения на официальном сайте репозитария в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Кроме того, законопроектом предполагается исключение требования Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" о необходимости предоставлении информации в репозитарий как условия применения "ликвидационного неттинга" для внебиржевых финансовых договоров.
Финансово-экономическое обоснование по вопросу федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения деятельности репозитария"
Положения законопроекта направлены на достижение целей пункта 41 подпрограммы 7 "Эффективное функционирование финансовых рынков, банковской, страховой деятельности, схем инвестирования и защиты пенсионных накоплений" государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 320, в части совершенствования нормативной правовой базы в сфере регулирования, контроля и надзора на финансовых рынках с учетом интеграционных процессов.
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения деятельности репозитария" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон Ч) рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения деятельности репозитария"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения деятельности репозитария" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской, Федерации в части определения деятельности репозитария"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения, деятельности репозитария не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.