Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 892341-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части совершенствования требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики"
Досье на проект федерального закона
Внесение в Федеральный закон "Об электроэнергетике" изменений направлено на наделение Правительства Российской Федерации или уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти полномочиями по установлению обязательных требований в области электроэнергетики.
В соответствии с законопроектом Правительству Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органам исполнительной власти предоставляются полномочия по установлению обязательных требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики.
Согласно законопроекту к числу указанных обязательных требований относятся требования к функционированию электроэнергетических систем, объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей в их составе, федеральные нормы и правила безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей, требования к устойчивости и надежности электроэнергетических систем и планированию их развития, требования к режимам и параметрам работы объектов электроэнергетики, к релейной защите и автоматике, включая противоаварийную и режимную автоматику, требования к работе с персоналом в электроэнергетике.
По мнению Минэнерго России, принятие данного проекта федерального закона позволит создать правовые механизмы установления единых "правил игры" для участников отрасли, обеспечения стабильного функционирования и развития электроэнергетики, повышения надежности функционирования энергосистемы, безопасности эксплуатации объектов электроэнергетики и надежности электроснабжения потребителей, модернизации электроэнергетики и внедрения прогрессивных технологий.
Наряду с этим, законопроектом совершенствуются механизмы осуществления государственного контроля (надзора) в электроэнергетике: контроль выполнения субъектами электроэнергетики требований надежности выведен из предмета федерального государственного энергетического надзора (далее - энергонадзор), осуществление которого предусмотрено статьей 29.1 Федерального закона "Об электроэнергетике".
Положения законопроекта уточняют предмет энергонадзора исходя из различий между требованиями надежности и безопасности в электроэнергетике и существующем разграничении функций между Ростехнадзором и Минэнерго России.
Кроме того, законопроектом предлагается уточнить круг субъектов, в отношении которых осуществляется энергонадзор: согласно законопроекту к их числу наряду с субъектами электроэнергетики отнесены потребители электрической энергии.
Необходимо отметить, что согласно действующей редакции статьей 29.1 Федерального закона "Об электроэнергетике" субъектный состав лиц, в отношении которых проводится энергонадзор, ограничен субъектами электроэнергетики. Вместе с тем в соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401, за указанной службой закреплена функция по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей).
Согласно статье 28 Федерального закона "Об электроэнергетике" обеспечение надежности и безопасности и предотвращение возникновения аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией энергетических установок потребителей электрической энергии, являются одной из основных целей государственного регулирования безопасности в сфере электроэнергетики.
С учетом этого требует расширения указанный в статье 29.1 Федерального закона "Об электроэнергетике" субъектный состав лиц, в отношении которых должны проводиться надзорные мероприятия.
В части проверок потребителей электрической энергии предлагается не осуществлять энергонадзор в отношении потребителей электрической энергии, владеющих энергопринимающими установками, используемыми для бытовых нужд, а также энергопринимающими установками, максимальная мощность которых не превышает 150 кВт, присоединенных по одному источнику электроснабжения на напряжении до 1 кВ.
Электроснабжение потребителей, выводимых законопроектом из предмета энергонадзора, осуществляется по одному источнику электроснабжения, что соответствует третьей категории надежности электроснабжения. Принадлежащие им электроустановки не относятся к числу объектов, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности, к необратимому нарушению непрерывных технологических процессов, и не требуют регулярного контроля со стороны государства в объеме мероприятий по энергонадзору.
Принятие проекта Федерального закона не повлечет возникновения расходов у субъектов, осуществляющих предпринимательскую и иную деятельность, и не потребует расходования средств федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части совершенствования требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части совершенствования требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики" не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части совершенствования требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части совершенствования требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики" внесения изменений в федеральные законы не потребует.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части совершенствования требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части совершенствования требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части совершенствования требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики" потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 г. N 400 "О Министерстве энергетики Российской Федерации".
Срок подготовки - 90 дней со дня опубликования Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минэнерго России.
Соисполнители - Ростехнадзор.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору".
Срок подготовки - 90 дней со дня опубликования Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Ростехнадзор.
Соисполнители - Минэнерго России.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июля 2013 г. N 610 "О федеральном государственном энергетическом надзоре".
Срок подготовки - 90 дней со дня опубликования Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Ростехнадзор.
Соисполнители - Минэнерго России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.