Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 817991-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и иные законодательные акты Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает.
Представленный законопроект разработан в целях снижения антимонопольного контроля в отношении субъектов малого предпринимательства в рамках реализации Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году.
Законопроект вводит критерии отнесения хозяйствующих субъектов к сегменту предпринимателей, не обладающих значительной рыночной силой, к которым антимонопольной службой не могут быть применены следующие действия:
признание доминирующим на товарном рынке;
запрет ограничивающих конкуренцию соглашений (кроме картельных);
проведение внеплановой проверки без согласования с прокуратурой.
Данные иммунитеты предлагается установить для юридических лиц, учредителями которых является одно или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает четырехсот миллионов рублей.
Иммунитеты не будут распространяться на отдельные виды хозяйствующих субъектов, входящих в одну группу лиц с другими хозяйствующими субъектами (за исключением группы лиц, участниками которой являются близкие родственники), финансовые организации, субъекты естественных монополий и хозяйственные общества с государственным (муниципальным) участием.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 законопроекта данные нормы носят временный характер и утрачивают силу с 1 января 2018 года.
По мнению Комитета, освобождение малого бизнеса от антимонопольного преследования за действия, не оказывающие существенного влияния на состояние конкуренции, создаст дополнительные стимулы для повышения деловой активности в секторе малого предпринимательства и сократит количество резонансных антимонопольных дел против компаний с оборотом менее 1 млн рублей и индивидуальных предпринимателей.
В этой связи Комитет считает, что данные изменения необходимо поддержать и внести в закон без ограничения срока действия.
Одновременно Комитет обращает внимание на необходимость дополнительного обсуждения целесообразности установления в законе о защите конкуренции суммы выручки (400 млн рублей), в пределах которой малому предпринимательству предоставляются определенные послабления антимонопольного контроля. Норматив выручки для категорий субъектов малого и среднего предпринимательства определяется постановлением Правительства Российской Федерации. В частности, с 13 июля 2015 года предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год для малых предприятий повышены до 800 млн. рублей. Установление в законе о защите конкуренции пониженного норматива выручки фактически разделяет малые предприятия на два вида: обладающие рыночной силой и не обладающие, с применением к ним разного регулирования.
Комитет поддерживает предусмотренное законопроектом предложение о признании утратившей силу нормы, позволяющей признавать доминирующим положение хозяйствующего субъекта, если его доля на рынке определенного товара не превышает 35% (за исключением случаев коллективного доминирования и случаев, предусмотренных отраслевыми федеральными законами).
Одновременно предлагается признать утратившей силу статью 14.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую административную ответственность за злоупотребление доминирующим положением хозяйствующих субъектов с долей на рынке менее 35%.
В целях снижения административной нагрузки на малый бизнес законопроектом предлагается также исключить полномочие антимонопольного органа по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке товара более 35 процентов или занимающих доминирующее положение.
Данные нормы содержатся в законопроекте N 602468-6 ("четвертый антимонопольный пакет"), который в настоящее время подготовлен к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении. Следовательно, при доработке рассматриваемого законопроекта ко второму чтению их необходимо исключить.
Также следует исключить из законопроекта положения, которые уже включены в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях с принятием Федерального закона N 250-ФЗ от 13 июля 2015 года.
Законопроектом вносятся изменения в статью 25 Закона о защите конкуренции в части возможности получения антимонопольным органом сведений о размере выручки, расходов и активов хозяйствующих субъектов у налоговых органов. Данное дополнение избыточно, поскольку законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность получения указанной информации в рамках межведомственного взаимодействия. Пункт 4 статьи 1 законопроекта следует исключить при доработке ко второму чтению.
В связи с выделением в законе о защите конкуренции сегмента предпринимателей, не обладающих значительной рыночной силой, законопроектом предлагается ограничить сферу действия Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в отношении указанных предпринимателей. В частности, это касается освобождения от исполнения требований о размещении информации об отборе контрагентов, об определении цены договора поставки, об ограничении размера вознаграждения субъекта торговой деятельности, о сроках оплаты поставки, от иных антимонопольных запретов, включая ограничение приобретения торговыми сетями дополнительных площадей (статьи 9, 13, 14 Федерального закона).
Отсутствие правового регулирования при осуществлении торговой деятельности в данном сегменте содержит риски нарушения баланса экономических интересов торговых сетей и поставщиков продовольственных товаров.
По законопроекту имеются также иные замечания правового характера, которые могут быть устранены в рамках второго чтения.
С учетом изложенного, Комитет поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.