Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству на проект федерального закона N 822516-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный Правительством Российской Федерации (не действует)

Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 822516-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях",
внесенный Правительством Российской Федерации

 

Досье на проект федерального закона

 

Законопроектом предлагается внести ряд изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), направленных на совершенствование ряда норм об административной ответственности в области таможенного дела.

Так, законопроектом предлагается предусмотреть дополнение санкций части 3 статьи 16.1, частей 3 и 5 статьи 16.12, статьи 16.14, 16.15, части 3 статьи 16.19 Кодекса административным наказанием в виде предупреждения. В ряде статей предлагается уточнить диспозиции и снизить нижний предел размеров административных штрафов. При этом в частях 3 и 5 статьи 16.12 Кодекса при уменьшении нижних пределов штрафов повышаются верхние пределы штрафов налагаемых на юридических лиц.

Также законопроектом предлагается исключение административного наказания в виде конфискации в части 3 статьи 16.1, части 2 статьи 16.2 и статье 16.7 Кодекса.

Как указано в пояснительной записке, указанные изменения позволят лицам, рассматривающим дела об административных правонарушениях, индивидуализировать наказания с учетом конкретных обстоятельств совершения правонарушения, финансового и имущественного положения юридических лиц.

Проект федерального закона дополняет примечания к статье 16.2 Кодекса нормой, предусматривающей освобождение декларанта либо таможенного представителя от административной ответственности по части 1 статьи 16.1 Кодекса в случае самостоятельного выявления после выпуска товаров нарушений, допущенных при таможенном декларировании товаров и добровольном сообщении в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, сведений о недекларировании товаров, но только в тех случаях, если в отношении таких товаров не проводятся проверочные мероприятия, не выявлены административные правонарушения и отсутствует задолженность по уплате таможенных платежей.

Данное предложение представляется обоснованным и актуальным, поскольку дает возможность декларантам исправить ошибки, допущенные при таможенном декларировании товаров, и оплатить таможенные платежи без угрозы привлечения к административной ответственности.

Законопроектом предлагается объединить части 1 и 2 статьи 16.3 Кодекса.

Следует отметить, что предлагаемое объединение согласуется со статьей 152 Таможенного кодекса таможенного союза, в соответствии с которой перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений независимо от их видов.

Кроме того, законопроект предлагает к изменению и другие положения главы 16 "Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил)" Кодекса.

Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству, изучив рассматриваемый законопроект, поддерживает его концепцию.

Вместе с тем, при дальнейшей работе над законопроектом необходимо дополнительно обсудить предлагаемые размеры административных штрафов в части 3 и 5 статьи 16.12 и в статье 16.15 Кодекса, поскольку столь значительная разница между нижним и верхним пределами штрафа (от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей) для юридических лиц, может привести к злоупотреблениям в правоприменительной практике.

Кроме того, в части 2 статьи 23.1 Кодекса необходимо исключить ссылки на часть 3 статьи 16.1, часть 2 статьи 16.2 и статью 16.7 Кодекса в связи с тем, что данные нормы не предусматривают наказание в виде конфискации товаров, явившихся предметами административного правонарушения.

По законопроекту имеются и другие юридико-технические замечания, которые возможно устранить при его подготовке к рассмотрению во втором чтении.

Исходя из изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе принять представленный законопроект в первом чтении.

Утверждено на заседании Комитета "17" сентября 2015 года.

 

Председатель Комитета

В.Н. Плигин

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.