Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 894973-6 "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона разработан во исполнение пункта 7 раздела II плана мероприятий ("дорожной карты") "Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. N 1128-р.
Целью проекта федерального закона является совершенствование механизма привлечения к административной ответственности за нарушение резидентами срока возврата в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) установлены основания привлечения к административной ответственности резидентов за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, а также санкции за соответствующие административные правонарушения. Объективную сторону правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 15.25 КоАП, образуют противоправные деяния (действия или бездействие) лиц (субъектов), осуществляемые в нарушение норм права, установленных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования. В частности, часть 5 данной статьи предусматривает ответственность в виде административного штрафа в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию, за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Статистические данные Росфиннадзора свидетельствуют о росте правонарушений, административная ответственность за совершение которых предусмотрена частью 5 статьи 15.25 КоАП. Сумма предъявленных штрафных санкций за указанные правонарушения в 2012 году составила свыше 183,7 млрд. рублей, в 2013 году свыше 237,6 млрд. рублей, в 2014 году свыше 361,3 млрд. рублей. Вместе с тем процент взыскиваемых штрафных санкций за аналогичный период времени составил: за 2012 - 2013 годы - 0,01% от общего количества предъявленных штрафных санкций, за 2014 год - 0,04% от общего количества предъявленных штрафных санкций.
С учетом изложенного, проектом федерального закона в часть 5 статьи 15.25 КоАП предлагается внести следующие изменения. Во-первых, абзац второй указанной части статьи 15.25 КоАП предлагается разделить на два положения: нарушение должностными и юридическими лицами установленного срока возврата в Российскую Федерацию денежных средств и невозврат данными лицами денежных средств в Российскую Федерацию. Во-вторых, за нарушение установленного срока возврата в Российскую Федерацию денежных средств предлагается установить отдельное административное наказание в виде административного штрафа, исчисляемого в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, возвращенных в Российскую Федерацию с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки возврата в Российскую Федерацию таких денежных средств. Административная ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств остается неизменной. В-третьих, проект федерального закона предусматривает дополнение примечаний к статье 15.25 КоАП новым пунктом, устанавливающим порядок расчета административного штрафа по части 5 статьи 15.25 КоАП в случае возврата денежных средств в Российскую Федерацию с нарушением установленного срока с учетом размера ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Вносимые изменения направлены на поддержку добросовестных участников внешнеэкономической деятельности, которые допускают незначительные просрочки возврата на счета в уполномоченных банках денежных средств от нерезидентов и подвергаются существенным административным штрафам. Задержки могут возникать по чисто техническим причинам, которые нельзя отнести к тяжким нарушениям. В этой связи предлагаемая законопроектом мера устранит несправедливость в отношении добросовестных участников внешнеэкономической деятельности, уменьшит количество претензионно-исковой работы, которой вынуждены заниматься в настоящее время как резиденты, так и контрольные органы ввиду значительности размера установленных в части 5 статьи 15.25 КоАП санкций.
Кроме того, принятие законопроекта эффективно скажется на взыскиваемости штрафных санкций за нарушение сроков возврата в Российскую Федерацию денежных средств, ранее уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Применение к резидентам административной ответственности в зависимости от характера совершенного правонарушения будет соответствовать общим правилам назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета, не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" будет способствовать решению задачи организации и осуществления контроля за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования подпрограммы 4 "Организация и осуществление контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере" государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 320.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" будет способствовать решению задачи организации и осуществления контроля за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования подпрограммы 4 "Организация и осуществление контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере" государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 320.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.