Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 893840-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона направлен на сохранение за Российской Федерацией полномочия по организации обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Основы) организация обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей лекарственными препаратами с 1 января 2018 года передается в ведение органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем Федеральная антимонопольная служба неоднократно отмечала, что децентрализация государственных закупок лекарственных препаратов для лечения социально-значимых заболеваний негативно отразится на обязательствах Российской Федерации по обеспечению граждан лекарственными препаратами и приведет к неэффективному использованию бюджетных средств.
Так в результате децентрализации государственных закупок лекарственных препаратов для лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей произойдет увеличение количества торгов, как минимум в 85 раза, что приведет к увеличению накладных расходов заказчиков на подготовку кадров, составление документации, обоснование цены, планирование, участие в рассмотрении жалоб, организацию повторных процедур и т.п.
При этом контроль за осуществлением закупок в 85 субъектах Российской Федерации крайне усложняется и требует привлечения больших ресурсов надзорных органов. Производители лекарственных средств не могут принимать участие в большом количестве торгов, в результате чего, во-первых, предлагаемая производителями цена не будет включать существующие сейчас объемные скидки, снижающие цены поставок, а во-вторых, на региональных аукционах будут участвовать многочисленные посредники, поставляющие препараты с максимально возможной надбавкой.
Анализ ФАС России последствий децентрализации закупок антиретровирусных лекарственных препаратов, применяемых для лечения ВИЧ, показал, что в 2013 году 20% аукционов не состоялись, в том числе 6% по причине отсутствия заявок. Также в результате выявлен существенный рост цен и бюджетных затрат на закупку данных лекарственных препаратов.
Минздрав России в своем письме от 12 августа 2014 года N 25-0/10/7-1069 согласился с указанными доводами и сообщил, что централизованная закупка лекарственных препаратов имеет неоспоримые преимущества по сравнению с закупкой лекарств органами власти субъектов Российской Федерации, позволяет более эффективно расходовать бюджетные средства и снижает риски социальной напряженности в связи с отсутствием или дефицитом необходимых лекарственных препаратов.
Помимо этого, 24 марта 2015 года на расширенном заседании Комитета Совета Федерации по социальной политике с участием Министра здравоохранения Российской Федерации В.И. Скворцовой, Министр высказалась в пользу централизации закупок лекарственных препаратов для лечения указанных заболеваний, а также сообщила, что централизация закупок лекарственных препаратов позволяет сэкономить до 30% бюджетных средств.
Министерство экономического развития Российской Федерации в письме от 23 октября 2014 года N 26132-АВ/Д04 и также поддержало предложение Совета Федерации о сохранении за Российской Федерацией осуществления указанного полномочия, поскольку децентрализация дорогостоящих лекарственных препаратов для лечения 7 нозологий может привести к росту цен на них и неэффективному использованию выделяемых на эти цели средств.
Необходимо отметить, что положениями статьи 15 Основ устанавливается не только вид полномочия, передаваемого органам государственной власти субъектов Российской Федерации, но и механизм его финансирования в виде субвенций из федерального бюджета (пункт 2 части 3), порядок ведения и содержание Федерального регистра лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей (часть 8).
Таким образом, соответствующие изменения вносятся также в пункт 2 части 3 и часть 8 статьи 15, часть 9 статьи 83 Основ.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
Это обусловлено тем, что в федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов средства на эти цели запланированы. В то время как дата передачи полномочия в субъекты Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" 1 января 2018 год.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.