Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 896800-6 "О компенсации гражданам России потери реальных накоплений"
Досье на проект федерального закона
Резкое падение курса бивалютной корзины ЦБ РФ в конце 2014 года почти на 50% привело к соответствующему повышению цен не только на импортные товары, но и на российскую продукцию. На конец 2014 года повышение цен составило по различным группам товаров 20-70%, при этом прогнозируется дальнейшее повышение цен, даже при условии стабилизации курса, что связано с закупками импортных товаров, не производимых в России, а также с сокращением запасов импортного сырья, используемого при производстве отечественной продукции. В результате, повышение цен составит, в среднем, не менее 40% по сравнению с началом 2014 года.
Основной причиной сложившейся ситуации является проводившаяся в течение 20 лет политика либеральной экономики, превратившая Россию из страны с высокоразвитым научным и технологическим потенциалом в сырьевой придаток западных стран, зависящий от конъюнктуры цен на продукцию нефтяного комплекса. Номенклатура производимой отечественной продукции сократилась по различным отраслям в 5 - 20 раз, основная часть продукции использует импортные ингредиенты. Действия Правительства РФ в финансовой и экономической областях привели к экономическому застою и последующему резкому падению курса рубля. Последней каплей стали непродуманные меры финансовой поддержки банков и предприятий в условиях невозможности получения внешних кредитов. Планируемые вливания в банковскую систему необеспеченных финансовых средств приведет к дальнейшему падению курса рубля и обесцениванию рублевых накоплений населения.
В результате падения курса рубля основной потерпевшей стороной, как всегда, оказалось население России, поверившее призывам Правительства РФ сохранять свои средства в рублевых депозитах. По информации Агентства по страхованию вкладов, рынок банковских вкладов на конец 2014 года составил около 20 триллионов рублей. Оценка потерь населения, приведенная в финансово-экономическом обосновании законопроекта, составляет 7 трл. рублей или 16% от годового ВВП. При этом, основная нагрузка легла на граждан, не закрывших свои рублевые вклады в период ажиотажного перевода рублей в иностранную валюту, и тем самым поддержавших своими накоплениями экономику России. Наиболее тяжелая нагрузка легла на пожилые слои населения, не имеющие источников дохода, кроме пенсии, и живущие на накопленные средства.
Фактически, произошло принудительное отчуждение накопленных средств граждан в особо крупном размере, в результате неэффективных действий или бездействия государственных органов, что требует, в соответствии со статьей 35 Конституции РФ, равноценного возмещения.
Предлагаемый проект федерального закона РФ направлен на принятие мер по частичному возмещению потерь реальных накоплений граждан России, сохранивших рублевые депозитные вклады, путем производства компенсационных начислений на рублевые вклады, действовавшие в 2014 году. Размер компенсационных начислений определяется коэффициентом компенсации, умноженным на сумму вклада. Коэффициент компенсации рассчитывается индивидуально для каждого вклада и должен быть пропорционален изменению бивалютной корзины ЦБ РФ за период действия договора вклада, а также учитывать фактическое повышение цен.
Рост стоимости товаров, очевидно, коррелирует с ростом курса бивалютной корзины ЦБ РФ, это показала практика последних двух месяцев. Эту зависимость можно отследить для различных групп потребительских товаров и определить среднестатистический коэффициент корреляции. Собственно, в этом и заключается методика расчета коэффициента компенсации, которую должно разработать Правительство РФ. Но, чтобы этот коэффициент не был установлен слишком низким, в закон внесены ограничения на минимальное значение коэффициента. Процент компенсационных начислений должен быть не менее 30% от относительного падения бивалютной корзины ЦБ РФ, а по вкладам пенсионеров и других незащищенных слоев населения не менее 50%. Приведенные минимальные значения коэффициентов выбраны по результатам мониторинга изменения цен на основные потребительские товары в 2014 году и в январе 2015 года.
При расчете коэффициента компенсации учитывается доход, получаемый по вкладу; если процент дохода превышает ставку рефинансирования ЦБ РФ. В этом случае коэффициент компенсации уменьшается на разность между процентом дохода по вкладу и ставкой рефинансирования, что поставит в равные условия тех, кто гнался за высокими процентами и тех, кто сохранял свои вклады в банках.
Например:
1. Пусть гражданин открыл годовой вклад под 11% годовых на сумму 2000000 рублей 1-го сентября 2014.
Курс бивалютной корзины ЦБ РФ на дату открытия вклада - 42.2 рубля, на 31.12.2014 года - 61,7 рубля.
Относительное изменение курса: (61,7 - 42,2)/42,2 = 46.2%
Минимальный размер коэффициента компенсации составит: 30% х 46,2% =13.9%
Сумма, на которую начисляется компенсация, ограничивается максимальным размером страхового возмещения на 31.12.2014 г. - 1400 000 рублей
Размер компенсационного начисления: 1400 000 х 13,9% = 194600 рублей.
2. Пусть пенсионер открыл годовой вклад под 10% годовых на сумму 200 000 рублей 1-го декабря 2013.
Курс бивалютной корзины ЦБ РФ на дату начала периода начисления компенсации 01.01.2014 - 38,7 рубля, на дату прекращения действия договора вклада 1.12.2014 года - 54,8 рубля.
Относительное изменение курса: (54,8 - 38,7)/38.7 = 41.6%
Минимальный размер коэффициента компенсации составит: 50% х 41,6% = 20,8%
Ставка рефинансирования на 01.12.2014 - 8,5%
Уменьшение коэффициента компенсации на превышение дохода по вкладу 10% - 8,5% = 1.5%
Сумма, на которую начисляется компенсация - 200 000 рублей
Размер компенсационного начисления: 200 000 х (20,8-1,5)% = 38600 рублей.
Начисления должны проводиться по аналогии со страховыми выплатами, так как, фактически, потери такого размера можно рассматривать как страховой случай.
В первую очередь должны быть начислены компенсации на небольшие вклады, до 400 тыс. рублей, составляющие около 55% от общей суммы вкладов, что окажет поддержку основной части малоимущего населения.
Средства для компенсационных начислений должны быть предусмотрены в бюджетах на 2015-2016 года, а также могут быть взяты из других источников, предусмотренных Правительством РФ на поддержание экономики.
Следует отметить социальную важность данного законопроекта, так как его реализация покажет ответственность государства за социальные последствия принимаемых решений, будет соответствовать принципам Конституции РФ в части защиты собственности и социальных прав граждан, позволит укрепить доверие населения к финансовой системе России. Компенсационные начисления, полученные населением, будут аккумулированы в банках и использованы для кредитования предприятий. Фактически, компенсационные начисления являются одним из способов финансирования экономики не через прямые выделения средств банкам и предприятиям, а через механизм компенсации потерь населения. Стабилизация финансовой системы позволит снять ажиотаж закрытия вкладов и перевода средств в иностранную валюту, укрепить курс рубля и снизить ставку рефинансирования ЦБ, что жизненно необходимо для развития производства и сохранения банковской системы.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О компенсации гражданам РФ потери реальных накоплений"
Предлагаемый проект федерального закона РФ направлен на принятие мер, в соответствии со ст. 35 Конституции РФ, по компенсации потерь граждан РФ, связанных с отчуждением накопленных финансовых средств в результате действий или бездействия государственных органов, приведших к резкому росту курса бивалютной корзины ЦБ РФ и уменьшению реальных накоплений населения, путем выплаты компенсационных начислений на вклады, действовавшие в 2014 году.
Размер компенсационных начислений определяется коэффициентом компенсации, умноженным на сумму вклада. Сумма вклада, используемая для расчета компенсационного начисления, ограничивается правилами, установленными в п. 2 проекта Закона. Коэффициент компенсации рассчитывается индивидуально для каждого вклада и должен быть пропорционален изменению курса бивалютной корзины ЦБ РФ за период действия договора вклада, а также учитывать фактическое повышение цен.
Оценка потерь реальных накоплений населения, приведенная в приложении 1, составляет 7 трл. рублей.
Оценка размера компенсации составляет 2,67 трл. рублей, в том числе:
по вкладам менее 700 т.р. - 1,78 трл. р.
в том числе по вкладам неработающих пенсионеров - 0,73 трл. р
по вкладам свыше 700 т.р. - 0,89 трл. р.
Компенсационные начисления выплачиваются из бюджетных средств, а также из других средств, предусмотренных Правительством РФ на поддержание экономики, и направляются на специальные депозитные счета, открываемые гражданам с возможностью снятия средств с этих счетов не ранее, чем через год. Это позволит избежать инфляционного всплеска из-за компенсационных выплат.
Как показала практика последних двух месяцев, рост цен коррелирует с ростом курса бивалютной корзины ЦБ РФ. Эту зависимость можно отследить для различных групп товаров и определить среднестатистический коэффициент корреляции. Разработка методики расчета коэффициента компенсации возложена на Правительство РФ.
Схема компенсации гражданам РФ потери реальных накоплений, предложенная в проекте Закона, позволяет решить следующие задачи:
- защиту собственности и социальных прав граждан в соответствии с Конституцией РФ;
- укрепление доверие населения к финансовой системе России РФ,
- увеличение покупательной способности граждан, что положительно повлияет на деятельность предприятий, производящих и реализующих потребительскую продукцию, а также на состояние экономики в целом
- снятие ажиотажного спроса на иностранную валюту и укрепление бивалютной корзины ЦБ РФ;
- внедрение нового способа финансовой поддержки экономики не за счет прямого вливания финансовых средств в банки или в предприятия, а кредитование банков и предприятий через вклады населения, что позволит более эффективно использовать финансовые средства, уменьшит возможность использования административного ресурса при распределении средств и позволит населению сохранить часть реальных накоплений, потерянных за счет скачка инфляции.
Средства, израсходованные на компенсацию будут находиться на специальных счетах вкладчиков, не увеличат инфляцию, и будут использованы, как минимум, в течение года банками, как для поддержки собственной ликвидности, так и для кредитования предприятий.
Сумма расходов на компенсацию сравнима с суммой, направляемой Правительством РФ банкам и предприятиям для прямой поддержки. В случае принятия проекта Закона последующая поддержка предприятий может осуществляться по новой схеме, с учетом интересов населения. Таким образом, для реализации представленного проекта Закона предлагается использовать, в основном, средства, зарезервированные на поддержку экономики, путем распределения этих средств между банками и предприятиями через механизм компенсационных начислений.
Приложение 1
Оценка потерь реальных накоплений населения и размера компенсационных выплат
Оценка потерь реальных накоплений
Для оценки потерь реальных накоплений населения приведем данные об официальном уровне инфляции в 2014 году и данные о росте цен на основные потребительские товары в течение 2014 года и в январе 2015 года.
1. По отчетам Росстата (http://www.gks.ru/free_doc/new_site/prices/potr/tabpotrl.htm), инфляция в 2014 году составила 11,4%, инфляция за декабрь 2014 года 3,3%.
2. По данным сайта "Ценомер" (http://tsenomer.ru/), рост продуктовой корзины в 2014 году составил 29%, рост продуктовой корзины за декабрь 2014 года 19%. Повышение цен на бытовую технику и электронику составило от 25 до 70%
3. По данным сайта ТАСС (http://tass.ru/infographics/8194) цены на продовольствие увеличились за 2014 год: куры на 27,1%, свинина на 25%, гречка на 65%, сахар на 24,7%.
4. По данным сайта Яндекс (https://company.yandex.ru/researches/figures/2014/ya_market prices.xml), повышение цен на бытовую технику и электронику в 2014 году составило от 25 до 40 %
5. По подсчетам аналитиков DSM Group в 2014 году цены на лекарства в российских аптеках выросли на 12,7%, а в январе 2015 года рост составил до 20%. Суммарный рост цен с начала 2014 года до конца января 2015 года составляет 35.2%. Генеральный прокурор России Юрий Чайка 29 января сообщил о результатах проверки аптечных сетей, в ходе которой были выявлены случаи завышения цен на лекарства на 400%.
6. В январе 2015 года, по данным Росстата, индекс потребительских цен возрос на 5% по отношению к декабрю 2014, при этом рост цен на плодоовощную продукцию составил 22%, на сахар 19%, на крупы 7.4%
Из приведенных данных можно сделать вывод, что реальный рост цен на основные потребительские товары составил в 2014 году 25 - 30% и продолжил свой рост в январе 2015 года еще, как минимум, на 5 -10%. Суммарный рост цен на основные потребительские товары в январе 2015 года по отношению к январю 2014 года составил, в среднем, 35%.
По данным АСВ (АСВ, http.7/www.asv.org.ru/up3oad/iblock/clf/awjbm%20wjilp%20arfdufa_2013_eik. pdf,), размер накоплений населения на депозитных счетах на конец 2014 года составляет 20 трлн. рублей.
С учетом приведенного среднего роста цен по основным потребительским товарам, и размера накоплений населения, суммарные потери реальных накоплений населения на конец января 2015 года по сравнению с январем 2014 года составят:
20 трл. руб х 35% = 7 трл. руб.
Оценка размера компенсационных выплат
1. Источники информации
Исходные данные для расчетов взяты с сайтов:
- Агентства по страхованию вкладов:
(АСВ. http://www.asv.org.ru/upload/iblock/clf/awjbm%20wjilp%20arfdufa_2013_eik. pdf,)
- QUOTE Росбизнесконсалтинг
(РБК, http://quote.ibc.ru/excbanges/demo/cb.5/USDEUR_BASKET/daily?show=3M),
- Федеральной службы государственной статистики
(Росстат, http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statisticsV'
2. Исходные данные
В качестве исходных из документа АСВ "Обзор рынка вкладов физических лиц за 2013 год" взяты следующие данные на начало 2014 г:
- общая сумма на депозитных рублевых счетах физических лиц Sd = 17 трл. р:
- прогноз прироста суммы вкладов за 2014 год Dsd = 3 трл. р;
- относительная сумма на вкладах, превышающих 700 т.р. Pm = 47,6% ;
- процент от суммы страховой ответственности по вкладам, от 700 т.р. до 1 млн. р. Sc7 = 10%
- процент от суммы страховой ответственности по вкладам свыше 1 млн. р. Sc10 = 10%
- количество вкладов, открытых в 2013 году и превышающих 1 млн руб., - В1m = 247,1 тыс.
- сумма на вкладах, открытых в 2013 году и превышающих 1 млн руб., - S1m= 1 256,4 млрд руб;
В качестве исходных данных взяты с сайта QUOTE РБК курсы бивалютной корзины ЦБ РФ на начало и конец 2014 года:
- на 01.01.2014 - Курс 1 = 38,7 рубля,
- на 31.12.2014 года Курс2 = 61,7 рублей
Из отчетов Росстата "Общая численность пенсионеров в Российской Федерации" и "Численность работающих пенсионеров .." взяты следующие данные на 2014 г:
Общая численность пенсионеров Ро = 43,3 млн. чел;
Численность работающих пенсионеров Рр = 14,3 млн. чел;
Численность работающего и экономически активного населения Ак = 75,1 млн. чел;
3. Расчет усредненных минимальных значений коэффициента компенсации
В соответствии с проектом закона, значения коэффициента компенсации определяются индивидуально для каждого вклада и ограничены минимальными значениями для двух групп населения - неработающих пенсионеров и остальных вкладчиков:
- Для вкладчиков, неработающих пенсионеров Кп = 0,5 х DK
- Для остальных вкладчиков Кр = 0,3 х DK
где DK = (Курс2 - Kypc1)/Курс 1 - относительное изменение курса бивалютной корзины ЦБ РФ за период действия договора вклада, определяемый в соответствии п. 3.1 проекта Закона;
Для подсчета суммарных финансовых затрат на компенсацию введем понятие усредненных коэффициентов компенсации, Ксn и Кср, которые представляют собой средние значения коэффициентов для двух групп населения, усредненных по всем вкладам в этой группе:
- Ксn = Sumi (Kn(i))/Sumi (1), где i - вклады вкладчиков пенсионеров):
- Кср = Sumj (Kp(J))/Sumj (1), где J - вклады остальных вкладчиков);
При усреднении предполагается, что основная часть средств по вкладам, срок которых истек в середине года, переносится вкладчиками на новый вклад, поэтому при расчете усредненных коэффициентов можно считать, что основная часть средств вкладчиков пролежала на вкладах в течение всего срока компенсации, т.е. с 01.01.2014 по 31.12.2014 г. Такое предположение допустимо, так как, по данным АСВ, общая сумма вкладов неуклонно возрастала в течение 2014 года.
С учетом сделанного предположения, для определения относительного изменения курса бивалютной корзины ЦБ РФ будем использовать курсы бивалютной корзины ЦБ РФ на начало и конец 2014 года:
DK = (Курс2 - Kypc1)/Курс1 = (61,7 - 38,7)/38,7 = 0,59 относительное изменение курса бивалютной корзины ЦБ РФ с 01.01.2014 по 31.12.2014;
Подставляя значение DK, получим:
Ксn = 0.5 х DK = 0,5 х 0,59 = 0,3 = 30% - усредненный минимальный коэффициент т компенсации для вкладчиков пенсионеров;
Кср = 0.3 х DK = 0,3 х 0,59 = 0,18 = 18% - усредненный минимальный коэффициент компенсации для остальных вкладчиков.
В соответствии с проектом Закона, коэффициент компенсации должен быть уменьшен на величину превышения доходности по вкладу относительно ставки рефинансирования, устанавливаемой ЦБ РФ. В среднем, по данным АСВ, превышение процентных ставок в течение года в различных банках составит около 3%, тогда значения коэффициентов компенсации составят:
Кen = 30% - 3% = 27%, Kcp = 18% - 3% =15%,
т.е. для вкладчиков - неработающих пенсионеров средний размер коэффициента компенсации составит 27%, для остальных вкладчиков - 15%
4. Расчет суммы компенсаций
Сумму компенсаций определим отдельно по двум составляющим - для вкладов до 700 т.р. и для остальных вкладов (свыше 700 т.р.). При этом делается предположение, что основная часть вкладов неработающих пенсионеров не превышает сумму 700 т.р.
4.1 Расчет суммы выплат по вкладам до 700 т.р.
Средняя сумма вкладов в течение 2014 года:
Cd = (Sd + (Sd + Dsd))/2 = 17 +1,5 = 18,5 трл. р;
Средняя сумма вкладов для вкладов до 700 т. р :
Cd7 = Cd х (1 - Pm) = 18.5 х 0,524 = 9.7 трл. р;
Предположим, что сумма вкладов для вкладов до 700 т. р распределена пропорционально межу группой неработающих пенсионеров и активным населением. Определим отношение числа вкладчиков из этих групп:
Количество неработающих пенсионеров определяется как разность общего числа пенсионеров и количества работающих пенсионеров:
Рн = Ро - Рр = 43,3 - 14,3 = 29 млн. чел;
Относительное количество вкладчиков - неработающих пенсионеров:
Рно = Рн/(Рн + Ак) - 29/(29 + 75.1) = 0,28 = 28%;
Сумма выплат вкладчикам, неработающим пенсионерам:
Срн = Ken х Cd7 х Рно = 0.27 х 9,7 х 0.28 = 0,73 трл. р;
Сумма выплат вкладчикам, активному населению:
Сак = Kcp х Cd7 х (1-Рно) = 0,15 х 9,7 х 0,72 = 1,05 трл. р;
Общая сумма выплат по вкладам до 700 т. р:
Срн + Сак = 0.73 + 1.05 = 1,78 трл. р.
4.2 Расчет суммы выплат по вкладам свыше 700 т.р.
Расчет- выполним, исходя из максимальной суммы страховых выплат в 700 т. р, после чего оценим увеличение суммы выплат за счет увеличения максимальной суммы страховых выплат до 1400 т.р.
По данным АСВ, сумма страховой ответственности по вкладам свыше 700 т.р.
составляла на начало 2014 года:
(Sc7 + SclO) х Sd = (10% +10%) х 17 =3,4 трл. р;
С учетом увеличения средней суммы вкладов за 2014 год сумма страховой ответственности по вкладам свыше 700 т.р. составила:
(10% + 10%) х Cd = 20% х 18,5 = 3,7 трл. р;
Сумма выплат по вкладам свыше 700 т.р. Определяется как сумма страховой ответственности для этой части вкладов, умноженная на усредненный коэффициент компенсации:
3.7 трл. р х Кср = 3,7 х 0,15 = 0,55 трл. р.
Увеличение максимальной суммы страховых выплат до 1400 000 рублей в конце 2014 года увеличило страховую ответственность по вкладам свыше 700 тысяч рублей. В связи с тем, что информация о размере страховой ответственности после увеличения максимальной суммы страховых выплат до 1400 000 рублей отсутствует, проведем оценку этой суммы.
Для вкладов в диапазоне сумм от 700 тысяч рублей до 1 млн. рублей увеличение страховой ответственности по вкладу лежит в диапазоне от 0 до 300 тысяч рублей. Примем, что суммы вкладов в этом диапазоне распределены равномерно, тогда средний размер вкладов в этом диапазоне составляет 850 тысяч рублей, а страховая ответственность увеличится пропорционально отношению сумм выплаты после и до увеличения максимальной суммы страховых выплат:
Cd (700) = Sc7 х Cd х 850/700 = 10% х 18,5 х 850/700 = 2,25 трл. р;
Определим средний размер вкладов для сумм вклада свыше 1 млн р. :
CSlm = Sim/Blm = 1 256,4 млрд руб/247,1 тыс. = 5,1 млн р.
При таком среднем размере вкладов можно считать, что суммы основной части вкладов этого диапазона превышают 1 400 000 рублей и, следовательно, сумма компенсационных начислений будет рассчитываться почти для всех вкладов в этом диапазоне, исходя из суммы вклада, равной 1400 000 рублей. В результата повышения максимального размера страховой ответственности с 700 тысяч 1400 000 рублей для вкладов этого диапазона сумма страховой ответственности удвоится и составит:
Cd (1000) = 2 х Sc10 х Cd = 2 х 10% х 18.5 = 3,7 трл. р;
Общая страховая ответственность по вкладам свыше 700 т.р. составит:
Cd (700) + Cd (1000) = 5,95 трл. р;
Сумма выплат по вкладам свыше 700 т.р. с учетом повышения максимальной страховой суммы составит:
Сак (700) = (Cd (700) + Cd (1000)) х Кср = 5.95 х 0.15 = 0,89 трл. р;
5. Итоговый результат
Общая сумма компенсационных выплат составит:
по вкладам менее 700 т.р. - 1,78 трл. р.
в том числе по вкладам неработающих пенсионеров - 0,73 трл. р
- по вкладам свыше 700 т.р. - 0,89 трл. р.
Итоговая сумма компенсационных начислений: 2,7 трл. р.
При уменьшении минимального значения коэффициента компенсации до 20% для работающего активного населения и 30% для неработающих пенсионеров сумма компенсационных начислений составит 1,8 трл. рублей.
Перечень
законодательных актов, подлежащих признанию, утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О компенсации гражданам России потери реальных накоплений"
Принятие Федерального закона "О компенсации гражданам России потери реальных накоплений" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения и принятия иных законодательных актов за исключением внесения изменений в законодательные акты о федеральном бюджете.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.