Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 897424-6 "О внесении изменений в статью 166 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Президентом Российской Федерации 8 июня этого года подписан Федеральный закон N 143-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 21 Федерального закона "О безопасности дорожного движения". Авторы законодательной инициативы, положившей начало принятию этого закона, полагали, что вводимые требования о прекращении задержания транспортного средства и об обязанности заблаговременного информирования участников дорожного движения о предстоящей установке знаков о запрете остановки и стоянки, позволят разрешать впредь конфликтные ситуации, которые ранее в массовом порядке возникали в городах России.
Принудительная эвакуация из дополнительной административной меры превратилась в основную и стала обыденной в Москве. Анализ показывает, что условия о прекращении задержания транспортного средства (если непосредственно на месте его задержания присутствует лицо, которое вправе им управлять, а также, если причина задержания транспортного средства устранена до начала движения эвакуатора), вводимые данным законом, позволят разрешать спорные ситуации лишь в единичных случаях.
В целом же коренного изменения ситуации с эвакуацией автомобилей не произойдет, как и не смогли изменить ее прокурорские проверки, выявившие многочисленные нарушения законодательства службами эвакуации осенью 2014 года в городе Москве. Причина - в одном.
Положения Федерального закона не решают главной проблемы, которая является источником большинства конфликтных ситуаций, связанных с использованием неограниченных, необоснованных жестких карательных мер в отношении автовладельцев - эвакуации автомобилей на штрафные стоянки, даже если автомобили, нарушившие установленные правила не создают препятствий для участников дорожного движения.
Учитывая, что действия "эвакуаторщиков" все больше "коммерциализируются" и превращаются из добросовестного исполнения государственных полномочий по предупреждению и обеспечению безопасных условий на дорогах в действия по получению "прибыли", заблокировать негативные тенденции возможно только на законодательном уровне, установив уголовную ответственность за незаконную эвакуации автомобиля. На практике судами выносятся многочисленные решения об отмене постановлений о принудительной эвакуации.
По данным Министерства внутренних дел в 2014 году было вынесено более 600 тысяч неправомерных постановлений о назначении наказаний на общую сумму свыше 1.8 млрд. руб., а в период с 26 апреля по 5 октября 2014 года сотрудниками МАДИ было вынесено более 43 тыс. незаконных постановлений о привлечении к административной ответственности на общую сумму свыше 129 млн. руб.
Особую тревогу вызывают действия сотрудников МАДИ в Москве и сотрудников принудительной эвакуации транспортных средств в Москве и в других городах России. География незаконной принудительной эвакуации расширяется. Широко известны случаи жестокого поведения "эвакуаторщиков" в Санкт-Петербурге, Саратове и других городах. Сложившаяся в настоящее время ситуация с принудительной эвакуацией транспортных средств граждан требует принятия действенных законодательных решений для предотвращения эскалации недовольства водителей несправедливыми действиями работников служб принудительной эвакуации в крупных городах России.
В настоящее время ни проверки прокуратуры Российской Федерации, ни протесты автомобилистов и общественности, ни организационные меры и кадровые решения не приводят к позитивным результатам в деятельности служб эвакуации и конкретных сотрудников. Учитывая эти обстоятельства, законопроектом предлагается ввести меры уголовной ответственности за действия сотрудников, связанные с незаконной принудительной эвакуацией автомобилей.
Проектом предлагается внести дополнения в статью 166 Уголовного кодекса Российской Федерации. В частности, если судом будет установлено, что принудительная эвакуация транспортного средства осуществлена незаконно, лицо, принявшее решение о принудительной эвакуации транспортного средства, а также лицо, осуществившее принудительную эвакуацию такого транспортного средства, должно наказываться штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до семи лет.
Предлагаемое введение в Уголовный кодекс Российской Федерации уголовной ответственности лиц, осуществляющих принудительную эвакуацию, будет также являться весьма эффективной превентивной мерой, сдерживающей "рвение" должностных лиц.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 166 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 166 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета.
Реализация норм Федерального закона "О внесении изменений в статью 166 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует увеличения численности федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных учреждений.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 166 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 166 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления или принятия иных актов федерального законодательства, а также внесения в них изменений или дополнений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.