Официальный отзыв Верховного Суда РФ от 2 октября 2015 г. N 3-ВС-6264/15
на проект федерального закона N 897424-6 "О внесении изменений в статью 166 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Представленный проект федерального закона рассмотрен в Верховном Суде Российской Федерации.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 166 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), установив в части второй ответственность за завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, совершенное лицом, принявшим неправомерное решение о принудительной эвакуации транспортного средства, а также лицом, осуществившим неправомерно принудительную эвакуацию транспортного средства.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что целью законодательной инициативы является предотвращение "конфликтных ситуаций, связанных с использованием сотрудниками служб принудительной эвакуации неограниченных, необоснованно жестких карательных мер в отношении автовладельцев", а также установление эффективных превентивных мер уголовной ответственности для лиц, осуществляющих неправомерную принудительную эвакуацию транспортных средств.
По представленному законопроекту необходимо отметить следующее.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. N 25 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения" под неправомерным завладением транспортным средством без цели хищения понимается завладение чужим автомобилем или другим транспортным средством (угон) и поездку на нем без намерения присвоить его целиком или по частям.
Неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения является оконченным преступлением с момента отъезда либо перемещения транспортного средства с места, на котором оно находилось.
Несмотря на то, что состав преступления, предусмотренного действующей статьей 166 УК РФ (угон), имеет некоторую схожесть по ряду признаков с деянием, уголовную ответственность за которое предлагается установить в проектном пункте "г" части второй статьи 166 УК РФ, между ними есть принципиальные различия.
Так, задержание транспортного средства, предусмотренное статьей 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является одной из мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. В силу этого решение о задержании и принудительной эвакуации транспортного средства в случае несоблюдения требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, принимается должностным лицом, уполномоченным составлять протокол о соответствующих административных правонарушениях.
На основании протокола об административном правонарушении или протокола о задержании транспортного средства представитель специализированной организации осуществляет прием транспортного средства от должностного лица по акту приема-передачи транспортного средства и перемещает транспортное средство на ближайшую специализированную стоянку. Процедура задержания и помещения на специализированную стоянку транспортного средства регламентирована пунктами 146 - 148 Приказа МВД РФ от 2 марта 2009 г. N 185.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеются в виду "пункты 146 - 148 Административного регламента, утвержденного приказом"
Таким образом, неправомерное решение о принудительной эвакуации транспортного средства может быть принято лишь должностным лицом, в силу чего подобное правонарушение следует относить к категории должностных, в то время как угон транспортного средства - преступление против собственности.
Что касается предложения об установлении уголовной ответственности за угон для лица, осуществившего неправомерно принудительную эвакуацию транспортного средства, то такое лицо, по сути, выполняет неправомерное распоряжение должностного лица и в силу этого его действия не могут образовывать состав преступления, предусмотренного статьей 166 УК РФ, и оно не может нести ответственность за угон.
Кроме того, предлагаемое законопроектом установление уголовной ответственности за неправомерные действия, связанные принудительной эвакуации транспортного средства, по нашему мнению, не соответствует характеру и степени общественной опасности перечисленных деяний.
С учетом изложенного представленный законопроект не поддерживается.
|
В.А. Давыдов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.