Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
на проект федерального закона N 829876-6 "О внесении изменения в пункт 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации"
(об освобождении от налога на добавленную стоимость медицинских товаров, используемых для коррекции зрения) -
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по охране здоровья (соисполнитель) рассмотрел проект федерального закона N 829876-6 "О внесении изменения в пункт 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации" (об освобождении от налога на добавленную стоимость медицинских товаров, используемых для коррекции зрения) (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации.
В настоящее время пунктом 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождена реализация очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных).
Редакция указанного пункта не позволяет однозначно определить правомерность использования освобождения от налога на добавленную стоимость очков и линз с пониженным светопропусканием в случае, когда указанные товары обладают двумя функциями - защитой от солнечных лучей и функцией коррекции зрения.
Законопроектом предлагается внести изменение в абзац седьмой подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса, предусматривающее освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации очков для коррекции зрения, линз для коррекции зрения, оправ для очков корригирующих независимо от того, являются ли они солнцезащитными.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья отмечает актуальность законопроекта и считает, что факт наличия у линз для коррекции зрения дополнительной функции по защите глаз от солнечного света не меняет основного предназначения товара как медицинского изделия, необходимого для восстановления зрения человека. В случаях, когда линзы обладают двумя функциями - защитой от солнечных лучей и функцией коррекции зрения, на операции по реализации таких линз, очков и оправ для очков должны распространяться льготы по налогообложению.
Это подтверждается и судебной практикой по спорам, связанным с решениями таможенных органов об отказе в применении льготы по уплате налога на добавленную стоимость в отношении ввозимых в Российскую Федерацию линз для коррекции зрения с пониженным светопропусканием. Позиция судов основана на системном анализе положений пункта 2 статьи 150 Налогового кодекса с учетом положений подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса и нормативных правовых актов и свидетельствует о том, что ввоз на таможенную территорию Российской Федерации линз, предназначенных для коррекции зрения, не подлежит налогообложению. Исключение составляют только солнцезащитные линзы, которые не применяются для коррекции зрения.
Комитет обращает внимание на следующее. Пунктом 2 статьи 150 Налогового кодекса освобождается от налогообложения ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса, а также сырья и комплектующих изделий для их производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2015 года N 1042 (далее - Перечень). Указанным постановлением признается утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2001 года N 240 "Об утверждении перечня линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных), реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость" (последнее подлежит изменению согласно материалам к законопроекту).
При этом в постановлении Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2015 года N 1042 не учтены проектируемые законопроектом изменения в абзац седьмой подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса. Перечень включает очки, линзы и оправы для очков (за исключением солнцезащитных) и вступает в силу 13 октября 2015 года. Очевидно, что принятие законопроекта потребует внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2015 года N 1042.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает концепцию проекта федерального закона N829876-6 "О внесении изменения в пункт 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации".
Заключение утверждено решением Комитета Государственной Думы по охране здоровья от 13 октября 2015 года (протокол N 92).
Председатель Комитета |
С.В. Калашников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.