Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
по проекту федерального закона N 881257-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (о направлении средств материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов), внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 24.09.2015 года (протокол заседания Совета Государственной Думы N 254 пункт 50) Комитет по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел проект федерального закона N 881257-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (о направлении средств материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
1. Законопроектом предлагается внести в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Федеральный закон) изменения, устанавливающие возможность направлять средства материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов. При этом предусматривается, что правила направления средств материнского капитала на указанные товары и услуги, а также их перечень будут установлены Правительством Российской Федерации.
2. Законопроектом предусмотрено, что к товарам и услугам для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов не относятся медицинские услуги, а также реабилитационные мероприятия, технические средств и услуги, предусмотренные федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Законопроектом также предлагается предоставить возможность для семей, имеющих ребенка-инвалида, воспользоваться средствами материнского (семейного) капитала не дожидаясь исполнения ребенку трехлетнего возраста.
Согласно положениям Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дети-инвалиды вправе получать технические средства и услуги, реабилитационные мероприятия, рекомендуемые индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида, как за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и за собственные средства, либо за средства других лица или организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Как правило, родители детей-инвалидов из-за невысокого уровня материальной обеспеченности не всегда могут приобрести товары и услуги для социальной адаптации и интеграции в общество ребенка-инвалида, не включенные в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых ребенку-инвалиду, которые ему рекомендованы индивидуальной программой реабилитации.
Предлагаемые изменения создадут условия для более полной социализации и интеграции детей-инвалидов в общество, а также расширят возможности семей, имеющих детей-инвалидов, распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала наиболее эффективным и рациональным способом с учетом интересов ребенка-инвалида.
3. По законопроекту имеется ряд замечаний, которые можно было бы устранить в процессе работы над законопроектом ко второму чтению.
В частности, требуют уточнения части 2 проектируемой статьи 12.1. Федерального закона, согласно которым приобретение товаров подтверждается договором купли-продажи либо товарным и кассовым чеками, а также актом о проверке наличия приобретенного товара, составленного уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания.
Следует учитывать, что согласно статье 493 Гражданского кодекса Российской Федерации договор розничной купли-продажи считается заключённым в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чего или иного документа, подтверждающего оплату товара. Таким образом, установление в законопроекте необходимости наличия и товарного и кассового чека одновременно является неясным.
Аналогичное замечание касается подтверждения приобретения товара актом о проверке наличия приобретенного товара, а не предусмотренным названной статьей Гражданского кодекса Российской Федерации иным документом, подтверждающим оплату товара.
По законопроекту имеется также замечание юридико-технического характера: требует уточнения нумерация частей проектируемой статьи 12.1. Федерального закона.
4. По предварительной оценке авторов законопроекта за использованием средств материнского (семейного) капитала на предлагаемые законопроектом цели могут обратиться около 11,5 тысяч владельцев указанных сертификатов, имеющих детей-инвалидов.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту реализация предлагаемых изменений будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных на предоставление дополнительных мер государственной поддержки в виде материнского (семейного) капитала, и не потребует дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
5. Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует принять в первом чтении проект федерального N881257-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (о направлении средств материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов), внесенный Правительством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комитета |
О.Н. Епифанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.