Досье на проект федерального закона
Создание платных парковок в ряде субъектов РФ сопровождается нарушением прав граждан.
Так, в Москве в настоящее время происходит расширение зон платных парковок за пределы исторического центра. При этом возможности бесплатного паркования сокращаются (например, путем установления запретительных знаков), к гражданам применяются административные меры, включая эвакуацию транспортных средств.
Это вызывает недовольство жителей города. Городская власть при этом по факту не ограничена в принятии решений: в Московской городской думе большинство составляют представители "партии власти", городские муниципалитеты также зависимы от Мэрии Москвы. Процесс согласования решений об изменении режима парковок с муниципалитетами носит сугубо формальный характер: его цель не в том, чтобы прислушаться к мнению жителей, а в том, чтобы представить решения как формально легитимные. Согласование списков улиц, на которых вводится платный режим парковки, нередко проводится в муниципальных советах депутатов без обсуждения.
Механизмы согласования решений о создании платных парковок и об установлении платы за пользование ими с жителями соответствующих городских территорий фактически отсутствуют. Таким образом, у городской власти имеется возможность принимать нужные ей решения, поскольку федеральным законом не предусмотрена необходимость решения вопроса о платных парковках с участием горожан.
Так, согласно ст. 12 и 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятие решений о создании и использовании платных парковок, а также установление порядка создания и использования платных парковок и размера платы за пользование платными парковками относится к полномочиям органов государственной власти субъектов (для парковок, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения) и органов местного самоуправления (для парковок, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения). Нормы о необходимости согласования этих вопросов с местными жителями закон не содержит.
Организация платных парковок вызывает недовольство местных жителей и в других регионах России. В Санкт-Петербурге введение зоны платной парковки несколько раз откладывалось, и когда зона платной парковки заработала, нововведения были встречены неоднозначно: автовладельцы недовольны не только собственно идеей платных парковок, но и ее реализацией (ценами, организацией оплаты и т.д.). В Краснодаре горожане жалуются на введение платных парковок, которые при этом по факту не решают крайне актуальные для города проблемы пробок и нехватки парковочных мест. В Екатеринбурге, где также уже введены платные парковочные зоны, автовладельцы недовольны новой системой, причем отдельные нарекания поступают в адрес организации парковочных зон и системы оплаты парковки. Новую систему постепенно внедряют и в других крупных городах (Казани, Челябинске, Тюмени и др.). При этом, как и в Москве, в других регионах также отсутствуют реальные механизмы согласования решений об изменении режима парковок с общественностью.
Имеются основания полагать, что органы власти вводят платные парковки не только с целью пополнить бюджет. Парковочное дело - это высокодоходный бизнес "рентного" типа, который может приносить значительный теневой доход. Этим может быть обусловлено активное продвижение идеи расширения зон платной парковки в городах и закрытость принятия соответствующих решений.
Учитывая изложенное, законопроектом предусмотрено, что решения органов власти и органов местного самоуправления о создании, использовании на платной основе парковок (парковочных мест), о прекращении такого использования и об установлении платы за пользование на платной основе парковками принимаются только по согласованию с жителями соответствующего муниципального образования (внутригородской территории, внутригородского района, поселения или городского округа, если он не имеет районного деления).
В каждом муниципальном образовании создается общественная согласительная комиссия, в которой максимум 1/5 составляют депутаты представительного органа муниципалитета, а остальные 4/5 - жители муниципалитета, обладающие избирательным правом.
Такой орган необходим, чтобы восполнить дисфункцию представительных органов субъекта РФ, муниципалитета, которые практически везде подконтрольны исполнительной власти.
Представители в состав комиссии избираются на собраниях жителей, которые проводятся открыто и гласно. Уведомления о проведении собрания должны быть доведены до граждан не позднее, чем за месяц до даты собрания. Устанавливается норма представительства отдельных территорий муниципального образования в общественной согласительной комиссии.
Жители муниципального образования должны быть наделены правом самостоятельно инициировать проведение собраний, в том числе для оценки работы своих представителей в общественной согласительной комиссии, принятия решений об их отзыве в случае неучастия в работе комиссии или невыполнения данных им наказов.
Общественные согласительные комиссии имеют срок полномочий один год, после чего переизбираются. Председатель комиссии избирается тайным голосованием из числа членов комиссии, избранных на собраниях жителей муниципального образования.
Все эти механизмы нужны, чтобы свести к минимуму возможность установления контроля над комиссиями, превращения их в орган, зависимый от административного аппарата.
Главное отличие общественной согласительной комиссии от стандартных "общественных советов" и других подобных органов в том, что комиссия не только проводит экспертизы и составляет рекомендации, но и согласует все принимаемые решения о создании платных парковок и об установлении платы за пользование ими. Таким образом, решения комиссии являются юридически значимыми, обязательными для органов власти и органов местного самоуправления.
При этом проекты решений, не согласованные общественной согласительной комиссией, не могут быть вынесены на ее повторное рассмотрение ранее, чем через один год после отказа комиссии в согласовании.
Заседания комиссий являются открытыми, их решения публикуются в СМИ. Аудиозаписи и стенограммы заседаний комиссий размещаются в сети "Интернет". Это необходимо для гласной и открытой работы комиссий, обеспечения общественного контроля.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не повлечет дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.