Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 901151-6 "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" подготовлен в целях совершенствования уголовно-исполнительного законодательства для обеспечения прав несовершеннолетних осужденных.
В соответствии с положениями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК) до 2008 года в воспитательных колониях отбывали наказание несовершеннолетние осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 21 года.
Федеральным законом от 22.12.2008 N 261-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" в часть 9 статьи 74 УИК внесены изменения, согласно которым возраст лиц, оставленных в воспитательных колониях, был сокращен с 21 года до 19 лет.
Однако указанные изменения не привели к ожидаемому результату. Анализ правоприменительной практики данного закона показал его очевидные пробелы. Снизилась мотивация осужденных к правопослушному поведению, так как независимо от его поведения при достижении предельного возраста он подлежит безусловному переводу в исправительную колонию. В результате для поднятия своего ложного "авторитета", такая категория воспитанников умышленно допускает нарушения установленного порядка, провоцирует других осужденных на противоправные действия. Имеет место нарушение прав на получение общего и профессионального образования, так как воспитанники переводятся в колонии общего режима в начале или середине учебного года, не завершая обучения.
В целях закрепления результатов исправления, для завершения учебного процесса предлагается оставлять в воспитательных колониях осужденных, достигших совершеннолетия, до окончания срока наказания с их согласия.
Кроме того, с целью устранения правового пробела в УИК законопроектом предусмотрена реализация права положительно характеризующегося осужденного, старше возраста 18 лет, на перевод из воспитательной колонии в колонию-поселение с более "мягким" режимом отбывания наказания, чем в исправительной колонии общего режима.
В настоящее время осужденные, отбывающие наказание в воспитательных колониях не могут воспользоваться таким правом, как изменение вида исправительного учреждения в зависимости от их поведения в местах лишения свободы. Например, положительно характеризующимся осужденным, содержащимся в воспитательной колонии, для попадания в колонию-поселение необходимо достигнуть возраста 19 лет и быть переведенным в исправительную колонию общего режима. При отбытии не менее шести месяцев срока наказания в исправительной колонии общего режима и при отсутствии взысканий и добросовестном отношении к труду они могут быть переведены в облегченные условия отбывания наказания, и только потом имеют право обратиться в суд для перевода в колонию-поселение.
В то же время осужденные, изначально находящиеся в колонии общего режима, затем переведенные в облегченные условия отбывания наказания, могут быть помещены в более комфортную среду для их социальной адаптации - в колонию-поселение по отбытию одной четверти срока наказания.
Осужденные, отбывающие наказание в воспитательных колониях и переведенные в облегченные или льготные условия отбывания наказания и отбывшие более одной четверти срока наказания, такой возможности в виде смягчения вида режима лишены.
Принимая во внимание вышеизложенное, законопроектом предусмотрена реализация права положительно характеризующегося осужденного, старше возраста 18 лет, на перевод из воспитательной колонии в колонию-поселение.
Более того лица, положительно характеризующиеся в период отбывания наказания в воспитательных колониях, находящиеся в облегченных или льготных условиях содержания, при переводе в исправительную колонию общего режима "автоматически" теряют все имеющиеся преференции, так как они согласно действующему уголовно-исполнительному законодательству считаются отбывающими наказание в обычных условиях отбывания наказания. Законопроектом данный пробел устраняется.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (в части увеличения возраста осужденных, содержащихся в воспитательных колониях)" не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета Российской Федерации.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (в части увеличения возраста осужденных, содержащихся в воспитательных колониях)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (в части увеличения возраста осужденных, содержащихся в воспитательных колониях)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.