Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 819515-6 "О внесении изменения в статью 3.3. Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в части возможности передачи полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, органам местного самоуправления муниципальных районов), внесенный депутатами Государственной Думы В.М. Мархаевым, И.И. Никитчуком
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 14 сентября 2015 года (протокол N 251, пункт 194) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 819515-6 "О внесении изменения в статью 3.3. Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в части возможности передачи полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, органам местного самоуправления муниципальных районов), внесенный депутатами Государственной Думы В.М. Мархаевым, И.И. Никитчуком.
Законопроектом предлагается внести изменение в статью 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ), дополнив ее новым пунктом, устанавливающим, что полномочия органов местного самоуправления поселения по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, могут быть переданы органам местного самоуправления муниципального района в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В связи с данной законодательной инициативой в рамках своего ведения Комитет отмечает следующее.
Согласно пояснительной записке предлагаемое изменение направлено на стимулирование завершения разработки правил землепользования и застройки поселениями. При этом отмечается, что на сегодняшний день не все органы местного самоуправления поселений располагают материальными, финансовыми и кадровыми ресурсами, необходимыми для исполнения полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Однако, по мнению Комитета, с указанными доводами авторов законодательной инициативы нельзя согласиться.
Следует отметить, что нормы части 4 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ) предусматривают, что органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения. В свою очередь органы местного самоуправления муниципального района также вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения. Данные полномочия должны осуществляться данными органами за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых соответственно из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района и из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, установленные статьей 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ), не подпадают под перечни вопросов местного значения, установленные статьями 14, 15 и 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ и, соответственно, в силу части 1 статьи 19 этого же Федерального закона должны рассматриваться как делегированные органам местного самоуправления государственные полномочия.
Из указанных положений следует, что органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления муниципальных районов не вправе заключать соглашения о передаче органам местного самоуправления муниципальных образований другого территориального уровня, переданных данным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации государственных полномочий. Предметом указанных соглашений могут являться только собственные полномочия соответственно органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения.
Необходимо также учитывать, что в течение значительного периода времени органы местного самоуправления поселений осуществляли и продолжают осуществлять не менее сложные полномочия в области градостроительной деятельности и земельных отношений. Они утверждают генеральные планы поселения, правила землепользования и застройки, утверждают подготовленную на основе генеральных планов поселения документацию по планировке территории, выдачу разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждают местные нормативы градостроительного проектирования поселений, осуществляют резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд и т.д. (пункт 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Полагаем, что в настоящее время в большинстве городских, сельских поселений, прежде всего в тех, в которых утверждены генеральные планы, имеются необходимые организационные, кадровые и финансовые ресурсы осуществлять полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. При этом, до 1 января 2015 года органы местного самоуправления сельских поселений наравне с органами местного самоуправления городских поселений осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения в области градостроительной деятельности и земельных отношений, предусмотренные пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.
В то же время следует отметить, что нормами Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 485-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 485-ФЗ) внесены изменения в статью 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ, предусматривающие, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные данным Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.
Важно также учитывать, что нормы части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ и Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 485-ФЗ предусматривают возможность перераспределения полномочий только между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Вместе с тем, перераспределение законами субъекта Российской Федерации (равно как и иными правовыми актами субъекта Российской Федерации) полномочий, в том числе полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления поселений и муниципальных районов в соответствии с частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ не допускается.
В связи с изложенным, в случае отсутствия в отдельных поселениях необходимых организационных, кадровых и финансовых ресурсов для осуществления полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, данные полномочия законом соответствующего субъекта Российской Федерации могут быть перераспределены от органов местного самоуправления данных поселений только органам государственной власти данного субъекта Российской Федерации и не могут быть делегированы органам местного самоуправления муниципального района.
Кроме того необходимо отметить, что ранее поступившие и находящиеся на рассмотрении в Государственной Думе проекты федеральных законов N 763547-6 "О внесении изменения в статью 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в части установления возможности передачи полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена), внесенный Мурманской областной Думой, и N 794931-6 "О внесении изменения в пункт 2 статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в части возможности законами субъектов Российской Федерации устанавливать полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена), внесенный Алтайским краевым Законодательным Собранием, также предполагающие наделение органов местного самоуправления муниципальных районов дополнительными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, Комитетом не поддерживаются, и позиция по рассматриваемому вопросу остается неизменной.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления не поддерживает проект федерального закона N 819515-6 "О внесении изменения в статью 3.3. Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в части возможности передачи полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, органам местного самоуправления муниципальных районов) и рекомендует Государственной Думе отклонить указанный законопроект при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.