Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 903458-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В Российской Федерации остро стоит проблема продажи дешевой продукции, не соответствующей законным интересам граждан. Не смотря на то, что принят технический регламент, который содержит обязательные требования по маркировке пищевых продуктов, потребительский рынок дестабилизирован массовым производством фальсифицированной и опасной для здоровья продукции, вводящей потребителя в заблуждение относительно информации о том, какие компоненты были использованы при его изготовлении.
Использование ГМО, различных красителей и консервантов, сои, технического пальмового масла и прочих сомнительного качества ингредиентов значительно удешевляют затраты производителей на конечный продукт. Однако их использование может приводить к непредсказуемым негативным последствиям для жизни и здоровья граждан.
Производители, исполняя требования различных технических регламентов и предоставляя информацию о продукте на упаковке, обычно используют очень мелкий шрифт, который не всегда способен прочитать даже человек с хорошим зрением. Что касается пожилых людей или людей с ухудшенным зрением, то для них возможность ознакомления с составом продукции становится не просто проблематичной, а невыполнимой.
При этом следует отметить, что многие производители осознанно не исполняют указанные требования, заведомо вводя приобретателей в заблуждение.
В отношении, например, табачной продукции уже введена правовая норма, обязывающая производителей указывать на упаковке, предназначенной для розничной торговли, что "курение вредит вашему здоровью" или что "курение убивает" и т.п. Также на упаковке может быть помещено изображение негативного последствия курения.
Однако в отношении другой продукции, также способной нанести вред здоровью граждан Российской Федерации, требования предоставления подобной информации в указанном формате отсутствует.
Российская Федерация столкнулась с проблемой отсутствия правил информирования потребителя об использовании пальмового масла при производстве кондитерской и молоко-содержащей продукции.
Пальмовое масло значительно дешевле других сырьевых аналогов отечественного производства. Поэтому любой продукт, например, мороженое, в составе которого присутствует пальмовое масло, оказывается намного дешевле продуктов, при производстве которых отечественные производители использует натуральные сливки.
Кроме этого, пальмовое масло широко используется при производстве кондитерских изделий - шоколада, печенья, пряников, вафель, конфет и многих других видов продукции. При этом основными потребителями кондитерских изделий являются дети, в рационе питания которых пальмовое масло использовать не допускается органами здравоохранения (Методические рекомендации МосМР 2.4.5.002-04 "Пищевые жиры и жировые продукты, предназначенные для использовании в питании детей и подростков").
При этом, как показывает практика, уровень штрафов для компаний, использующих в производстве кондитерской и молоко-содержащей продукции пальмовое масло вместо отечественных молочных ингредиентов, недостаточно эффективно влияет на ситуацию.
Данный проект федерального закона предлагает установить обязанность производителя кондитерской и молоко-содержащей продукции, использующего пальмовое масло в своем производстве, указывать эту информацию на упаковке, предназначенной для розничной продажи, в размере не менее 30 процентов розничной упаковки.
При этом, новая статья Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" открыта для возможности внесения дополнительных требований для производителей иных товаров.
Согласно статистике ФТС России порядка 60% объема пальмового масла импортируется через порт Тамань Краснодарского края. Там же расположены комплекс по перевалке и переработке пальмового масла. Вместе с тем, согласно данным Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, предприятие "Пищевые ингредиенты", входящее в состав холдинга ЭФКО, в течении четырех лет осуществляет ввоз пальмового масла не имея положительного заключения государственной экологической экспертизы. Все предписания Росприроднадзора об устранении нарушений Обществом игнорируются. Импорт пальмового масла в Российскую Федерацию через порт Тамань показывает стабильный рост не смотря на проводимую Правительством Российской Федерации политику импортозамещения. Отсутствие реальных инструментов государственного регулирования деятельности пищевых предприятий в области природопользования создает реальную угрозу проникновению на отечественные продовольственный рынок опасных для здоровья пищевых продуктов на основе пальмового масла.
Таким образом, в отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы у импортеров пальмового масла, осуществляющих перевалку в Тамани, государство не может гарантированно обеспечивать население безопасной пищевой продукцией.
Соответственно в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предлагается внести изменение, устанавливающее ответственность за ведение хозяйственной и иной деятельности по перевалке и/или переработке пальмового масла без положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Законы Российской Федерации от 23 ноября 1995 года N 174 "Об экологической экспертизе" и от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" не содержат норм, регламентирующих деятельность предприятий в отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы, что позволяет недобросовестным компаниям открыто игнорировать предписания надзорных органов. Кроме этого, в вышеуказанных Законах не отражено право граждан на обращение в суд с требованиями о приостановлении либо прекращении деятельности предприятий, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
Анализ судебной практики показывает, что при одинаковых обстоятельствах суды принимают противоречивые решения.
Так, Темрюкский районный суд Краснодарского края (дело N 2-2447/2015 г.) отклонил исковое заявление Головина С.В., как физического лица, о приостановлении деятельности ЭФКО "Пищевые ингредиенты" по перевалке пальмового масла в порту Тамань ввиду отсутствия у предприятия положительного заключения государственной экологической экспертизы. При этом, Пермский краевой суд (дело 33-9989/2012 г.) принимает решение в пользу физических лиц и прекращает деятельность ООО "Название 1."
Предлагаемый Законопроект направлен на защиту конституционных прав граждан и совершенствование российского законодательства в области экологической экспертизы и охраны окружающей среды.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятия в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.