Заключение Счетной палаты РФ
на проект федерального закона N 878973-6 "Об особенностях составления и утверждения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год" (утв. Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 11 сентября 2015 г. N 39К (1050)))
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 878973-6 "Об особенностях составления и утверждения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год" (далее - законопроект) подготовлено в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и решением Совета Государственной Думы (выписка из протокола от 14 сентября 2015 г. N 251).
Законопроект направлен на создание правовых оснований для составления и утверждения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год, изменение сроков внесения указанных проектов на рассмотрение в законодательные (представительные) органы, определяет особенности составления и утверждения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год.
По результатам рассмотрения законопроекта имеются следующие замечания и предложения.
Законопроектом (пункт 1 статьи 1) предлагается приостановить до 1 января 2016 года действие положений Бюджетного кодекса Российской Федерации в отношении составления и утверждения проекта федерального бюджета (проекта федерального закона о федеральном бюджете), проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) на плановый период, представления в Государственную Думу одновременно с указанными проектами федеральных законов документов и материалов на плановый период.
При этом конкретные нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, которые подлежат приостановлению до 1 января 2016 года, в законопроекте не указаны.
Представляется, что данная норма, допускающая внесение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в обобщенной форме, создает правовую неопределенность в применении его положений.
Следует также отметить, что предлагаемая законопроектом (пункт 1 статьи 1) формулировка о приостановлении действия положений Бюджетного кодекса Российской Федерации только в отношении составления и утверждения проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и представления в Государственную Думу одновременно с указанными проектами федеральных законов документов и материалов на плановый период создает неясность в применении иных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, содержащих нормы, касающиеся планового периода.
Так, например, законопроект не учитывает положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, касающиеся стадии рассмотрения проектов указанных бюджетов (статьи 145, 192, 194, 195, 196, 199, 201 - 210), внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете (статьи 212, 213).
Полагаем необходимым в пункте 1 статьи 1 законопроекта указать нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации в части планового периода, которые подлежат приостановлению до 1 января 2016 года.
Законопроект (пункт 1 статьи 1), приостанавливая нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации в отношении представления в Государственную Думу одновременно с проектами бюджетов документов и материалов на плановый период, предусматривает исключение для прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, основных направлений бюджетной политики Российской Федерации, основных направлений налоговой политики Российской Федерации и основных направлений таможенно-тарифной политики Российской Федерации, которые составлены на очередной финансовый год и плановый период.
Вместе с тем, исходя из содержания законопроекта, предусматривается внесение в Государственную Думу в составе документов и материалов с проектом федерального закона о федеральном бюджете на 2016 год бюджетного прогноза Российской Федерации на долгосрочный период.
Принимая во внимание, что в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 3 статьи 170.1) бюджетный прогноз Российской Федерации на долгосрочный период разрабатывается на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, полагали бы целесообразным предусмотреть в пункте 1 статьи 1 законопроекта исключение для бюджетного прогноза Российской Федерации на долгосрочный период, как и для прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
Необходимо отметить, что законопроектом (подпункт 2 части 1 статьи 3) предусмотрено, что Центральный банк Российской Федерации не позднее 25 октября 2015 года представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов. При этом исключения для представления в Государственную Думу указанного документа пункт 1 статьи 1 законопроекта также не предусматривает.
Полагаем, что указанные нормы пункта 1 статьи 1 законопроекта нуждаются в дополнительном рассмотрении.
В связи с изложенным законопроект может быть поддержан при условии его доработки ко второму чтению с учетом высказанных замечаний.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.