Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам собственности
от 22 сентября 2015 г. N 3.9-100/4
по проекту федерального закона N 822082-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в части наделения государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" функциями по проведению процедуры банкротства страховых организаций" (внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам собственности рассмотрел проект федерального закона N 822082-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в части наделения государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" функциями по проведению процедуры банкротства страховых организаций".
Законопроектом предусматривается введение в отношении страховых организаций особого порядка банкротства, примерно аналогичного действующему порядку банкротства кредитных организаций.
Согласно законопроекту полномочия конкурсного управляющего при несостоятельности (банкротстве) страховых организаций возлагаются на Агентство по страхованию вкладов (далее - АСВ), т.е. обязанности конкурсного управляющего будет исполнять служащий АСВ.
В законопроекте также учтено, что надзор за деятельностью страховых организаций осуществляет Банк России, в связи с чем устанавливается порядок взаимодействия конкурсного управляющего - представителя АСВ с Банком России.
Законопроектом определяются особенности установления требований кредиторов в ходе конкурсного производства в деле о банкротстве страховой организации, ликвидации страховой организации, банкротства отсутствующей страховой организации, а также уточняются дополнительные основания для применения мер по предупреждению банкротства страховых организаций и назначения временной администрации.
Комитет по вопросам собственности поддерживает концепцию законопроекта, направленную на распространение на случаи банкротства страховых организаций положительного опыта деятельности АСВ при банкротстве кредитных организаций. Следует учесть, что деятельность страховых организаций, также как и банков, затрагивает интересы большого числа граждан - страхователей и юридических лиц по различных видам страхования, а также такая деятельность связана с исполнением страховщиками публичных функций, установленных федеральными законами, в частности, такими, как обязательное страхование в различных сферах, включая, к примеру, ОСАГО и медицинское страхование.
Именно по этой причине государство в лице специализированной государственной корпорации АСВ обязано играть активную роль в предотвращении банкротства страховых организаций, а в случае такового - способствовать максимально возможному удовлетворению требования большинства конкурсных кредиторов, в том числе страхователей и выгодоприобретателей по добровольным видам страхования.
По мнению Комитета по вопросам собственности, законопроект ко второму чтению следует доработать по следующим направлениям:
1) предусмотреть в качестве основания для назначения временной администрации - возбуждение дела о банкротстве, исключив дублирование деятельности временной администрации и временного управляющего в процедуре наблюдения;
2) сократить срок для назначения временной администрации с целью предотвращения вывода активов страховщика;
3) установить особенности правового положения АСВ в качестве конкурсного управляющего, в частности, с целью сокращения расходов Агентства не распространять на него требования Закона о банкротстве о страховании ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, о членстве в саморегулируемой организации арбитражных управляющих, об освобождении или отстранении от исполнении возложенных на него обязанностей;
4) установить особенности банкротства отсутствующей страховой организации;
5) возложить на временную администрацию страховой организации функцию по оспариванию в арбитражном уде сделок должника;
6) детализировать механизм предварительного контроля за текущими расходами со стороны кредиторов страховой организации, в частности, путем утверждения конкурсным управляющим всех текущих расходов должника;
7) устранить противоречия, связанные с очередностью удовлетворения требований кредиторов;
8) ввести особенности привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих лиц в отношении страховых организаций;
9) ввести обязанность страховой организации создавать и хранить базы данных, отражающие информацию об имуществе, сделках и операциях страховых организаций.
С вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по вопросам собственности рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 822082-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в части наделения государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" функциями по проведению процедуры банкротства страховых организаций".
Председатель Комитета |
С.А. Гаврилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.