Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 908156-6 "О внесении изменения в статью 278 Трудового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации" разработан в целях уточнения порядка прекращения трудового договора с руководителем государственного и муниципального предприятия, учреждения в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора.
Практика применения действующей редакции статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) свидетельствует о том, что зачастую решение об увольнении руководителей государственного или муниципального учреждения по указанному основанию (пункт 2 статьи 278), принимается произвольно, без учета интересов данной организации, а в некоторых случаях - исходя из корыстных интересов лиц, уполномоченных принимать соответствующие решения.
Оспаривание таких увольнений в суде сводится, как правило, к проверке судом лишь соблюдения собственником имущества организации или уполномоченным им лицом (органом) процедуры расторжения трудового договора, но не его обоснованности.
Между тем, рассматривая дело о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 278 и статьи 279 ТК РФ и абзаца второго пункта 4 статьи 69 Федерального закона "Об акционерных обществах" (см. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 марта 2005 года N 3-П), Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что законодательное закрепление права досрочно прекратить трудовой договор с руководителем организации без указания мотивов увольнения не означает, что собственник обладает неограниченной свободой усмотрения при принятии такого решения, вправе действовать произвольно, вопреки целям предоставления указанного правомочия, не принимая во внимание законные интересы организации, а руководитель государственного или муниципального учреждения лишается гарантий судебной защиты от возможного произвола и дискриминации.
Конституционный Суд сформулировал свои правовые позиции по данному вопросу без выделения каких-либо особенностей относительно организационно-правовых форм и форм собственности организаций. Тем не менее, при совершенствовании трудового законодательства законодатель пошел по другому пути. Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ пункт 2 статьи 278 ТК РФ был дополнен положением о том, что решение о прекращении трудового договора по рассматриваемому основанию в отношении руководителя унитарного предприятия принимается уполномоченным собственником унитарного предприятия органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Это дополнение было внесено с целью урегулировать проблему на уровне подзаконного акта и только для организаций одной организационно-правовой формы. Однако даже в такой постановке вопрос до сих пор комплексно не решен.
Частично Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 года N 234 "О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных 4 государственных унитарных предприятий" урегулирован лишь порядок увольнения руководителей федеральных государственных унитарных предприятий. Но указанное Постановление Правительства Российской Федерации не распространяется на руководителей государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации и муниципальных унитарных предприятий. И это распространение невозможно в силу действующего законодательства о разделении полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Кроме того, в действующей редакции пункта 2 статьи 278 ТК РФ отсутствует указание на особый порядок принятия решений об увольнении руководителей предприятий, что представляется неверным, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждения, также как и государственные и муниципальные унитарные предприятия, относятся к юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право. Соответственно, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие права собственника, имеют право на принятие решений об увольнении руководителей данных учреждений по рассматриваемому основанию.
Предлагаемая законопроектом редакция пункта 2 статьи 278 Кодекса, предполагает, что порядок принятия уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) указанного решения должен быть установлен для всех организаций.
В отношении руководителей унитарных предприятий, учреждений этот порядок устанавливается, в зависимости от того, в чьей собственности находится унитарное предприятие, учреждение, Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
В отношении руководителей других организаций порядок принятия о прекращении трудового договора с руководителем организации по данному основанию устанавливается учредительными документами организации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 278 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 278 Трудового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятия в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 278 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 278 Трудового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.