Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 905095-6 "О внесении изменений в статью 362 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается введение повышающих коэффициентов для исчисления суммы транспортного налога, подлежащего оплате владельцами автобусов и грузовых автомобилей, эксплуатируемых более 10 лет. Величина коэффициента возрастает по мере увеличения срока эксплуатации транспортных средств.
При этом увеличение налогового бремени для владельцев легковых автотранспортных средств законопроектом не предусмотрено, поскольку в большей части легковые автомобили с длительным сроком эксплуатации принадлежат социально незащищенным категориям населения (пенсионерам, студентам) и в коммерческой деятельности не используются. Использование легкового транспорта в течение длительного времени сопряжено с меньшей степенью общественной опасности по сравнению с использованием автобусов и грузовых автомобилей.
Необходимость внесения предлагаемых изменений в Налоговый кодекс РФ обусловлена следующим. Большая часть автобусов и грузовых автомобилей в Российской Федерации, используемых в коммерческих целях, эксплуатируется за пределами нормативного срока службы и не отвечают современным техническим требованиям. Такие транспортные средства по-существу не имеют экологического класса, поскольку фактически они не соответствуют даже минимальным экологическим требованиям. Следствием этого является низкая техническая надежность транспорта, несоответствие современным требованиям пассивной, активной и экологической безопасности, высокая вероятность внезапного выхода из строя узлов и агрегатов в процессе дорожного движения, и как результат, высокий риск совершения дорожно-транспортных происшествий. Аварии с участием транспорта, который используется для перевозки пассажиров и грузов, практически всегда влекут за собой тяжелейшие последствиями, в том числе, массовую гибель людей.
В последние годы в стране произошло множество резонансных ДТП с участием автобусов и грузовиков, которые эксплуатировались на протяжении длительного срока. Вот лишь некоторые из них:
- 13 июля 2013 года грузовик с неисправными тормозами, снятый с учета, врезался в рейсовый автобус, ехавший из Подольска. Жертвами аварии стали 18 человек;
- 20 сентября 2014 года на автодороге Петербург-Псков в ДТП попал автобус марки Volvo, перевозивший детей, в результате пострадали 34 ребенка. Автобус к моменту аварии эксплуатировался более 10 лет;
- 7 ноября 2011 года междугородний автобус Setra перевернулся на трассе Москва-Минск. Двое подростков погибли. Автобус эксплуатировался более 25 лет;
- 14 июля 2012 года в аварии с участием автобуса, произошедшей в Иркутской области, пострадали 17 человек, в том числе один ребенок, два гражданина Германии. Автобус эксплуатировался более тридцати лет, техосмотр пройден не был.
Очевидно, что существующая процедура контроля за техническим состоянием автотранспорта не дает никаких гарантий того, что по дорогам не будет ездить негодный к эксплуатации и опасный для других участников дорожного движения автохлам.
По данным ГИБДД на начало 2014 года коммерческий транспорт старше 15 лет составляет 46%, старше 20 лет - 31%, автобусов старше 15 лет - 44%, а грузовиков массой более пяти тонн старше 15 лет - вообще 78%.
Правительство РФ с 01 июля 2015 года планировало ввести предельные сроки эксплуатации для различных категорий транспортных средств и административную ответственность за их нарушение. Однако законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" по непонятным причинам так и не был внесен в Государственную Думу.
Принятие настоящего законопроекта создаст экономические стимулы для обновления парка автобусов и грузовых автомобилей, что позволит существенно улучшить ситуацию с безопасностью дорожного движения и экологией на российских дорогах. Также следствием вступления в силу предлагаемого федерального закона станет стимулирование производства соответствующих автотранспортных средств в Российской Федерации (по причине увеличения спроса на них), поступление дополнительных налоговых доходов в бюджет.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 362 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений в статью 362 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 362 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 362 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.