Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, направленные на совершенствование законодательного регулирования обеспечения безопасности людей на водных объектах Российской Федерации.
Актуальность предлагаемых изменений обусловлена участившимися обращениями граждан с жалобами в отношении судоводителей маломерных судов, в том числе гидроциклов.
Основной причиной обращений является грубое нарушение судоводителями Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 29 июня 2005 г. N 502, пренебрежение ими, безопасностью окружающих и создание аварийно опасных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью граждан.
Самыми распространенными нарушениями при пользовании маломерными судами являются: управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе документов, необходимых для допуска к управлению маломерным судном, нарушение правил эксплуатации судов, нарушение правил плавания и правил обеспечения безопасности пассажиров на маломерных судах, а также управление судном судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения.
По данным МЧС России в 2013 году зафиксировано 28 аварийных происшествий с маломерными судами, в результате которых погибли 25 человек, из них 1 ребенок в возрасте 5 лет, 9 человек пропали без вести, 15 человек получили увечья.
Из общего количества судов, с которыми произошли аварийные происшествия, 16 судов в результате аварий затонули, 17 судов получили повреждения, на 12 судах отсутствовали спасательные средства, 9 аварий совершено лицами, находившимися в состоянии алкогольного опьянения, у 13 граждан, совершивших аварии, не имелось удостоверений на право управления маломерным судном.
При осуществлении рыбной ловли произошло 12 аварий, из них 70 процентов аварийных происшествий произошло по причине опрокидывания и затопления маломерных судов в результате перемещения находящихся на борту людей (несоблюдение Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации), при этом погибли 6 человек, 2 человека пропали без вести и 2 человека получили увечья.
Основной причиной аварийных случаев в 2013 году явилось столкновение судов (11 случаев) и опрокидывание (10 случаев) в результате превышения скоростных режимов и неумелого маневрирования судоводителей.
В субъектах Российской Федерации за 2014 год зарегистрировано 5691 происшествие на водных объектах, при этом погибли 5043 человека.
В 2014 году увеличилось количество детей, погибших на водных объектах, - с 328 до 367 человек.
Основными причинами происшествий с маломерными судами являются нарушение правил плавания, превышение скоростных режимов и неумелое маневрирование судоводителей, в результате которых происходили столкновения судов (10 случаев), затопления судов (8 случаев) и опрокидывания (7 случаев).
Четверть всех аварий произошла на судовом ходу, куда маломерным судам согласно пункту 145 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации заходить разрешается в исключительных случаях. При этом маломерное судно не должно затруднять движение судов и заблаговременно уходить с их пути.
Так, к примеру, только в Астраханской области в районе дельты реки Волги начиная с 2006 года произошла 41 авария маломерных судов, в результате погибли 32 человека, 25 получили увечья, 6 судов затонули, 16 повреждены. Из 41 аварии 30 аварий произошли в результате столкновений, опрокидываний и ударов о подводные препятствия. Причиной всех аварий является несоблюдение скоростного режима.
Ежегодно во многих субъектах Российской Федерации по причине нарушения Правил пользования маломерными судами в местах неорганизованного отдыха на водных объектах граждане получают травмы и повреждения различной степени тяжести.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не установлена специальная норма, предусматривающая ответственность судоводителей за причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью людей при нарушении правил эксплуатации маломерных судов. Это способствует безответственному поведению судоводителей на водоемах и безнаказанности лиц, совершивших правонарушения.
Таким образом, законопроектом предлагается внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и установить административную ответственность судоводителей за нарушение Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, повлекшее причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.
Кроме того, в связи с участившимися случаями управления маломерными судами судоводителями, находящимися в состоянии опьянения (в 2013 году - 159 правонарушений, в 2014 году - 195 правонарушений), законопроектом предлагается ужесточить административную ответственность за указанное правонарушение, предусмотрев наказание в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей и лишения права управлять судном на срок от одного года до двух лет.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие предлагаемого проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительного финансирования из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.