Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 906036-6 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с подпунктами "г" и "ж" пункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.12.2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (далее - Федеральный закон) контроль за расходами устанавливается для лиц, замещающих (занимающих) муниципальные должности на постоянной основе, и лиц, замещающих должности муниципальной службы, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона по муниципальным образованиям сведения представляются в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно части 1.1 статьи 15 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", сведения о своих расходах, а также о расходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей представляются муниципальным служащим, замещающим должность муниципальной службы, в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.
Однако согласно части 6 статьи 5 Федерального закона решение об осуществлении контроля по муниципальным образованиям принимается в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 6 Федерального закона, контроль за расходами муниципальных служащих осуществляет государственный орган субъекта Российской Федерации (подразделение государственного органа либо должностное лицо указанного органа, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений), определяемый (определяемые) законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем в Федеральном законе от 02.03.2007 N 25-ФЗ в части 1.2 статьи 15 определено, что контроль за соответствием расходов муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их доходам осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. Таким образом, органы местного самоуправления должны муниципальным актом установить, каким образом орган государственной власти субъекта будет осуществлять контроль за расходами муниципальных служащих. При этом норма в отношении лиц, замещающих муниципальные должности, отсутствует.
В настоящее время Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 N 460 "Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" утверждена единая форма справки для предоставления сведений о доходах и расходах лиц, указанных в том числе и в статье 2 Федерального закона.
При этом согласно части 3 статьи 5 Федерального закона решение об осуществлении контроля за расходами лиц, замещающих должности, указанные в подпунктах "г" и "ж" данного Федерального закона, а также за расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей принимает высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо уполномоченное им должностное лицо.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "подпунктах "г" и "ж"" следует читать "подпунктах "г" и "ж" пункта 1 части 1 статьи 2"
Согласно же статье 15 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 30.03.2015) "О муниципальной службе в Российской Федерации" проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых муниципальными служащими, замещающими указанные должности, достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами при поступлении на муниципальную службу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
При этом возникает вопрос: каким же из федеральных законов руководствоваться муниципалитетам? Принимать муниципальный правовой акт, устанавливающий такой порядок, или работать по нормативному правовому акту субъекта Российской Федерации, устанавливающему порядок представления сведений для государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, а, учитывая, что государственные служащие субъектов Российской Федерации подают сведения по единой справке, есть ли необходимость в принятии субъектом Российской Федерации таких нормативных правовых актов? Если же субъектом Российской Федерации не будет принят нормативный правовой акт, регулирующий порядок, каким образом будет осуществляться контроль по сведениям, поданным муниципальными служащими и лицами, замещающими муниципальные должности на постоянной основе?
Кроме того, отсутствует ясность в вопросе, каким образом высшее должностное лицо будет принимать решение о проведении проверки сведений о расходах муниципальных служащих, если сведения о доходах муниципальный служащий подает в уполномоченный орган местного самоуправления. Следовательно, сведений о соответствии или несоответствии расходов доходам у него нет.
С целью урегулирования отдельных противоречий предлагается внести в статью 5 Федерального закона изменение, возложив полномочия по принятию решения об осуществлении контроля за расходами лиц, замещающих должности, указанные в подпунктах "г" и "ж" пункта 1 части 1 статьи 2 данного Федерального закона, а также за расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей на главу муниципального образования или уполномоченное им лицо.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" не потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" не повлечет за собой внесение изменений, дополнений, признания утратившими силу или принятие других нормативных актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.