Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 906916-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - законопроект) разработан с целью урегулирования отдельных вопросов, связанных с предоставлением жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В соответствии с частью второй статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий (далее соответственно - Федеральный закон, учет), им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную этой статьей категорию граждан).
Согласно пункту 9 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95, инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год. Таким образом, в случае если гражданину, вставшему на учет в качестве инвалида II группы, установили инвалидность III группы и перевели в категорию очередности "пенсионеры", а затем через год при проведении медико-социальной экспертизы снова установят инвалидность II группы, то на основании Федерального закона его поставят на учет в категорию "граждане, признанные инвалидами I и II групп" по дате последнего заключения медико-социальной экспертизы.
Законопроектом предлагается установить, что при повторном возникновении права гражданина на переход в другую категорию очередности, в которой он уже состоял ранее, постановка на учет будет осуществляться исходя из первоначальной очередности в данной категории.
В соответствии со статьей 43 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) с 1 января 2013 г. завершен переходный период и функции по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации переданы от организаций, осуществляющих техническую инвентаризацию, органам кадастрового учета. С учетом этого законопроектом предусматривается внесение изменения в статью 6 Федерального закона, согласно которому в случае отчуждения гражданином и (или) членами его семьи принадлежащих им на праве собственности жилых помещений уменьшение размера предоставляемой гражданину жилищной субсидии осуществляется с учетом суммы, указанной в справке, выданной органом, осуществляющим кадастровый учет объектов недвижимости.
Согласно части 8 статьи 47 Федерального закона N 221-ФЗ нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 1 января 2013 г. Законопроектом предлагается установить, что в случае отчуждения жилого помещения до 1 января 2013 г. стоимость отчужденного жилого помещения определяется на основании справки, составленной на дату заключения договора об отчуждении жилого помещения и выданной организацией, осуществлявшей техническую инвентаризацию.
Действующей редакцией статьи 6 Федерального закона не установлен срок, в течение которого гражданином и (или) членами было произведено отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений, учитываемое при расчете размера жилищной субсидии, что порождает неоднозначное толкование в правоприменительной практике положений части четвертой статьи 6 Федерального закона, в том числе и при рассмотрении указанного вопроса в судебных инстанциях.
В целях установления единой правоприменительной практики законопроектом предлагается установить, что соответствующее уменьшение размера предоставляемой жилищной субсидии осуществляется в случае если после постановки гражданина на учет этот гражданин и (или) члены его семьи осуществили отчуждение жилых помещений в течение 5 лет, предшествующих дате выдачи ему государственного жилищного сертификата.
Согласно действующей редакции статьи 8 Федерального закона распределение по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета на жилищные субсидии осуществляется в соответствии с методикой, разработанной Правительством Российской Федерации, и утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Данная норма не позволяет при необходимости оперативно перераспределить средства федерального бюджета на жилищные субсидии между субъектами Российской Федерации, в том числе оставшиеся у субъекта Российской Федерации средства, не достаточные для предоставления жилищной субсидии гражданину, состоящему первым на учете.
Законопроектом предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочием по утверждению распределения жилищных субсидий между субъектами Российской Федерации.
Законопроект направлен на повышение социальной защищенности граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также повышение эффективности использования средств федерального бюджета, выделяемых на обеспечение их жильем.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации:
постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей";
постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2003 г. N 433 "Об утверждении методики распределения по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета на осуществление социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера";
постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы".
Головной исполнитель - Минстрой России.
Соисполнители - Минэкономразвития России, Минфин России.
Срок подготовки - в течение 2 месяцев после принятия указанного федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.